.RU

Реформирование военного института российского общества (теоретико-методологический анализ)


На правах рукописи


САМОЙЛОВ ВИКТОР ИВАНОВИЧ


РЕФОРМИРОВАНИЕ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА РОССИЙСКОГО

ОБЩЕСТВА (ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)


Специальность - 22.00.04 - социальная структура, социальные институты и процессы


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации

на соискание ученой степени

доктора социологических наук


МОСКВА – 2008


Диссертация выполнена в Институте социально-политических исследований Российской академии наук.


Научный консультант:

доктор политических наук, профессор В.В.Мартыненко


Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор

В. В.Серебрянников





доктор философских наук, профессор

В. С. Горбунов





доктор социологических наук, профессор

Н.Г.Осипова


Ведущая организация:

Российский университет Министерства обороны РФ


Защита состоится « 21 » мая 2008 г. в 11 часов на заседании Диссертационного совета Д. 002.088.03 при Институте социально-политических исследований РАН по адресу: Москва, Ленинский проспект, д. 32 «А».

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ИСПИ РАН. С авторефератом диссертации можно ознакомиться на web-сайте ИСПИ РАН в Интернете по URL-адресу: [http://www.ispr.ru/Referat/2008/] или на web-сайте ВАК Министерства образования и науки РФ в Интернете по URL-адресу: [http://vak.ed.gov.ru/announcements/sociol/].


Автореферат разослан «_____»___________ 2008 г.



Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат философских наук


Ковалева Т.В.

^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования

Задача оптимизации структуры и функций военного института общества, призванного надежно обеспечить его безопасность и оборонное могущество, имеет непреходящую актуальность. Важнейшим средством приведения военного института общества в соответствие с изменившимися внешними и внутренними условиями и факторами является военная реформа.

В стратегии государственного развития России на обозримую перспективу важную роль будет играть военная составляющая, которая должна стать более действенной и эффективной1.

Военная реформа - весьма объемное, многогранное социально-политическое мероприятие как с точки зрения содержания, определения основных направлений деятельности, так и с позиций оценки происходящего общественностью.

Россия в своем историческом развитии пережила несколько военных реформ, которые, как правило, сопровождали смену политической власти. Их параметры зависели от потребностей военно-политического курса государства, а также от его экономических возможностей. Однако социальные результаты военных реформ не всегда достигали заявленной цели.

В последнем проекте военной реформы в Советском Союзе, подписанном Министром обороны СССР Д.Язовым 19 октября 1990 года, основной акцент делался на качественные показатели. Планировалось постепенное сокращение Вооруженных Сил СССР до размеров, необходимых для обеспечения гарантированной военной безопасности страны, повышение профессионализма всех категорий военнослужащих, создание условий для перехода на контрактную систему комплектования войск.

После распада СССР ориентации нового российского государства коренным образом изменились, а его военный институт стал развиваться в принципиально иных, по сравнению с Советским Союзом, геополитических координатах. Соответственно следовало пересмотреть установки на проведение преобразований в военной организации государства, приоритеты и военно-стратегические позиции, способы построения Вооруженных Сил, механизмы их использования, программы подготовки кадров и т.п. Однако этого не произошло.

Радикальные политические и экономические трансформации, имевшие место в России в конце ХХ века, нанесли такой урон материальным и духовным основам обороноспособности страны, который сопоставим с возможным ущербом от ведения крупномасштабной войны. Под угрозой оказалась национальная безопасность российского государства - его «способность предотвращать, нейтрализовать и устранять опасности и угрозы для власти, законности и правопорядка, территориальной неприкосновенности и целостности страны, жизненно важных интересов населения»2. Тогда встал вопрос о разработке принципиально новой концепции военной реформы, наиболее полно отражающей российские реалии.

В ходе многочисленных дискуссий на тему функционирования военной организации в России, имевших место в 90-е годы прошлого столетия, было высказано немало интересных, заслуживающих самого серьезного внимания взглядов и идей. Тем не менее, после первых практических шагов в данной области этот процесс был фактически остановлен. Более того, все годы, в которые предпринимались неудачные попытки продвижения военной реформы, самой реформе «пошли не на пользу». В результате неопределенность стратегии и тактики преобразований в военной сфере, реально необходимых нашей стране и ее народу, привела к искажению сути военной реформы и негативному ее восприятию широкими массами населения.

В начале XXI века руководство нашей страны осознало важность реальной военной реформы, призванной решить задачу оптимизации структуры Вооруженных Сил государства, обеспечивающих национальную безопасность, рационализировать политику военного строительства. В июне 2005 года на заседании Совета Безопасности РФ были определены основные приоритеты долгосрочного развития военной организации России до 2015 г. Однако отсутствие ясно видимых положительных результатов военной реформы, а также низкий уровень социального престижа военнослужащих свидетельствуют о необходимости внесения серьезных корректив в этот процесс. Прежде всего, необходима социологическая экспертиза военной реформы, основанная на трактовке военной сферы как социально-политического института, отражающего различные стороны жизни отечественного социума, а военной реформы – как актуального и масштабного социального процесса, влияющего на судьбу и жизненные условия различных слоев российского общества.
^ Степень научной разработанности проблемы
В настоящее время социальные и политические дисциплины располагают большим числом работ по военной тематике. Значительное количество трудов посвящено анализу природы войны, ее влиянию на геополитические процессы, происходящие в мире. Из всей суммы вопросов, связанных с феноменом войны, основное место занимают вопросы о коренной причине войн, в основе которых лежат концепции известных философов, социологов и политологов прошлого. В их числе однофакторные теории войн3, социально-психологические теории войн4, политические и социально-классовые концепции войны5, а также доктрины, рассматривающие влияние войны на жизнь общества6.

Сегодня проблемы вооруженного противоборства между странами имеют не только военный, но исторический, экономический и философский аспекты. Они продолжают привлекать к себе пристальное внимание политических деятелей, военных, историков, экономистов, философов и социологов7. Однако объективное исследование этих, ставших уже глобальными, проблем невозможно в отрыве от основного субъекта вооруженного противоборства – военного института общества.

В зарубежной социологии сформировались структурно-функциональный и интеракционистский подходы к анализу военного института. Сторонники первого подхода (Ч.Москос, М.Яновиц, С.Хантингтон, С.Саркисянц, Д.Сегал и др.) основное внимание уделяют сущности и функциям военной организации общества, ее взаимосвязи с социальным и политическим окружением8. Представители второго подхода (И.Гофман, Л.Пэнто и др.) концентрируют свои исследовательские интересы на системе отношений внутри военной организации9.

Виднейшим в ряду западных исследователей является американский социолог С.Стауфер - автор классических работ в области изучения военной организации10.

Закономерностям становления, развития и функционирования военной организации, проблемам ее взаимодействия с другими организациями и обществом свою научную деятельность посвятили виднейшие российские обществоведы (Г.А.Леер, Н.П.Михневич, Н.А.Корф, Н.Н.Головин, А.Е.Снесарев и др.). Современные отечественные исследователи (В.Н.Ведерников, Ю.Н.Дерюгин, А.И.Колединов, В.Н.Ксенофонтов, С.А.Тюшкевич, В.В.Серебрянников, А.И.Смирнов и др.) опубликовали множество трудов по проблематике войны и армии, их взаимосвязи с другими социальными явлениями и процессами в обществе. Они разработали новые концептуальные подходы по актуальным направлениям, связанным с изучением военной организации11.

Начиная с 90-х гг. ХХ века, военная проблематика, изучение и анализ военной безопасности, военной политики и оборонного строительства стали приоритетными объектами не только для академических ученых, но и для сотрудников военных и ведомственных научных учреждений, ассоциаций, фондов и других объединений. В Военной гуманитарной академии Вооруженных Сил была учреждена научно-исследовательская лаборатория военно-политических исследований. Большая и целенаправленная исследовательская работа в военной области проводилась кафедрой Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил. В Академии естественных наук РФ была организована секция «Геополитика и безопасность». Новой формой объединения ученых стал Фонд национальной и международной безопасности, который выпускал ежемесячный информационный сборник «Безопасность».

Выросло число исследований, посвященных общественной и научной экспертизе военного законодательства, увеличилось количество конференций, семинаров, «круглых столов» по актуальным проблемам безопасности и военной политики, оборонному строительству12. Укрепилось международное сотрудничество по вопросам региональной и глобальной безопасности, прогнозированию военных угроз, региональных и локальных конфликтов, разоружению, демократизации Вооруженных Сил и т.п.

В настоящее время в специализированных общественно-политических и научных журналах регулярно печатаются серьезные аналитические статьи по широкому кругу актуальных проблем военного дела13.

Следует согласиться с тем, что в трудах зарубежных и отечественных ученых разработаны плодотворные теоретико-методологические подходы к анализу феномена войны и военного института, сделаны прогностические выводы глобального характера, отвечающие интересам человечества, вступившего в третье тысячелетие14.

Тем не менее, анализ опубликованных научных трудов, материалов конференций и дискуссий позволяет констатировать следующее. В нашей стране еще мало систематизированных социологических исследований, которые затрагивали бы проблемы строительства военной организации в России не только в широком контексте современной политической и военной обстановки в мире, но и в тесной связи со всей системой социальных отношений, ценностей и норм, сложившихся в обществе.

^ Объект диссертационного исследования – военный институт современного российского общества, его структура и функции.

Предмет диссертационного исследования – направления, механизмы и социальные последствия процесса реформирования военного института в условиях системной трансформации российского общества.

^ Цель диссертационного исследования заключалась в том, чтобы на основе системного анализа состояния военного института трансформирующегося российского общества разработать основные концепции, направления и механизмы его реформирования.

Эта цель конкретизировалась в следующих задачах:

- раскрыть социально-политическую сущность военного института, определить его место в базовой структуре общества;

- выделить и раскрыть функции военного института в российском обществе;

- проанализировать внешние и внутренние детерминанты военной реформы в Российской Федерации;

- показать социальные последствия предыдущих этапов реформирования Вооруженных Сил РФ;

- выявить причины возникновения организационных патологий в военной организации общества;

- изучить и проанализировать состояние Вооруженных Сил России в начале нового столетия;

- обосновать необходимость системного подхода к реформированию военного института российского общества;

- обозначить цель, задачи и раскрыть содержание нового этапа военной реформы в России;

- разработать критерии оценки социальной эффективности реформирования военного института российского общества.

roman-stranica-3.html
roman-stranica-9.html
roman-tais-afinskaya-osnovan-na-izvestnom-po-antichnim-istochnikam-istoricheskom-epizode-sozhzhenii-persepolisa-odnoj-iz-stolic-persidskogo-stranica-6.html
roman-v-sisteme-kulturnih-paradigm-na-materiale-nemeckoyazichnogo-romana-1980-2000-gg-10-01-08-teoriya-literaturi-tekstologiya.html
roman-zilber-v-centralnom-banke-mi-sozdali-svoyu-fkcb-kandidat-na-post-predsedatelya-federalnoj-komissii-schitaet-chto-komanda-vasileva-dolzhna-ujti1.html
roman-zlotnikov-stranica-16.html
  • lecture.bystrickaya.ru/analiticheskij-otchyot-za-tri-goda-po-rabote-s-mirovozzreniem-uchashihsya-v-ramkah-eksperimentalnoj-programmi.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/povishenie-effektivnosti-ispolzovaniya-zemel-selskohozyajstvennogo-naznacheniya.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nekotorie-voprosi-primeneniya-reestra-rashodnih-obyazatelstv-organov-mestnogo-samoupravleniya-i-ispolzovaniya-programmno-celevih-metodov-upravleniya-v-sfere-kulturi.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nacionalno-regionalnij-komponent-v-obrazovanii-proshloe-nastoyashee-i-budushee-rodnogo-kraya-v-tvorchestve-pisatelej-i-poetov.html
  • control.bystrickaya.ru/elena-rebrova.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-dlya-postupayushih-v-magistraturu-po-specialnosti-1-21-80-03-germanskie-yaziki-nemeckij-yazik.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/referat-tema-lingvisticheskoe-obespechenie-iskusstvennogo-intellekta.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vlastelin-kolec-dve-bashni-stranica-16.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-adaptacionnogo-kursa-konstitucionnoe-pravo-po-napravleniyu-030500-68-yurisprudenciya-podgotovki-magistra.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-21-iyulya-1988-g-n-579-ob-utverzhdenii-kvalifikacionnih-harakteristik-vrachej-specialistov-v-red-prikaza-minzdrava-rf-ot-25-12-1997-n-380-stranica-20.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-i-istoriya-antichnoj-filosofii-kak-predmet-istorii-filosofii-v-v-buryak-antichnaya-filosofiya.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vzaimodejstvie-soznatelnogo-i-bessoznatelnogo-v-vokalnom-ispolnitelstve.html
  • books.bystrickaya.ru/da-pominaete-den-ishoda-vashego-ot-zemli-egipetskiya-vsya-dni-zhitiya-vashego.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ii2-32-ekologiya-goroda-ii-11-zemelnie-resursi-osobennosti-ispolzovaniya-ocenki-i-upravleniya.html
  • institut.bystrickaya.ru/tamozhennie-rezhimi-chast-14.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zabajkalskij-agrarnij-institut-filial-fgbou-vpo-irkutskaya-selskohozyajstvennaya-akademiya-tehnologicheskij-fakultet-kafedra-veterinarnoj-medicini.html
  • lecture.bystrickaya.ru/6-procedura-zashiti-vipusknoj-kvalifikacionnoj-raboti-metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu-oformleniyu-i-zashite.html
  • learn.bystrickaya.ru/g-rostov-na-donu-pl-2-oj-pyatiletki-12-inn-6165102333-kpp-616501001.html
  • knigi.bystrickaya.ru/soderzhani-e-stranica-8.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rukovodstvo-po-ekspluatacii-yavlyaetsya-dokumentom-soderzhashim-tehnicheskoe-opisanie-ustanovok-kompressornih-v-dalnejshem-kompressor-sb4s-50.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-nauchnij-redaktor-i-recenzent-professor-kafedri-mirovoj-politiki-fakulteta-mirovoj-ekonomiki-i-mirovoj-politiki-gu-vshe-m-z-shkundin-stranica-32.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-p-ekspertiza-proekta-i-razrabotka-tehnicheskih-reshenij-po-ego-sovershenstvovaniyu.html
  • thesis.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-student.html
  • control.bystrickaya.ru/elektivnij-kurs-po-fizike-dlya-9-klassa-tema-reshenie-olimpiadnih-zadach-po-mehanike.html
  • klass.bystrickaya.ru/69-nppetersonu-a-g-gachevoj-i-s-g-semenovoj-izdatelstvo-evidentis.html
  • report.bystrickaya.ru/hvataj-za-gorlo-stranica-7.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/styuart-v-s-91-rabota-s-obrazami-i-simvolami-v-psihologicheskom-konsultirovanii-per-s-angl-n-a-hmelik-stranica-5.html
  • student.bystrickaya.ru/23-peloponesci-ushli-v-beotiyu-24-organizacionnie-voprosi-afinyan-stranica-15.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/raspisanie-dejstvuet-s-02-05-2011-g-po-06-05-2011-g.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-lekarstvennie-rasteniya-dagestana.html
  • crib.bystrickaya.ru/istoriya-i-obshaya-harakteristika-semejstva-operacionnih-sistem-unix-plan-lekcii-ponyatie-kompyuternoj-seti-evolyuciya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/igra-kak-sposob-preodoleniya-nevrozov-u-detej-spb-karo-2006-416-s-isbn-5-89815-738-7-stranica-6.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-o-rezultatah-raboti-za-2011-god-2011-god.html
  • credit.bystrickaya.ru/opit-torgovli-v-aprele-dekabre-2006-goda-koncepciya-refleksivnosti-12-klassicheskij-process-nauchnogo-poznaniya-12.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/proizvodstvo-po-delam-ob-administrativnih-pravonarusheniyah-v-oblasti-tamozhennogo-dela-i-ih-rassmotrenie-chast-18.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.