.RU

Рис. 10. Внешний вид пе­редатчика в корпусе пуль­тового типа - © Издательство «Радио и связь», 1986 предисловие


^ Рис. 10. Внешний вид пе­редатчика в корпусе пуль­тового типа

Для радиоуправления моделями автомобилей и кораблей вполне приемлема мощность передатчика 0,15 — 0,5 Вт. Для управления авиамоделями желательно эту мощность выбирать близкой к 1 Вт, так как требуется повышенная надеж­ность канала радиоуправления.

Передатчики для пропорционального управления имеют ряд особенностей. Для управления, как правило, применяют два рычага, которые перемещаются в одной или двух плоскостях. Для электропитания используют батареи герме­тичных никель-кадмиевых аккумуляторов. Корпус такого передатчика чаще всего напоминает пульт управления, подобный изображенному на рис. 10. Пе­редатчик вешают на шею на ремне. Телескопическую штыревую антенну рас­полагают в положение, близкое к вертикальному.

При частотном (тональном) методе разделения команд предпочтителен ре­жим работы передатчика, когда в паузах между командами он излучает коле­бания несущей частоты, которые могут быть модулированы нерабочим тоном. Этот режим позволяет повысить помехоустойчивость системы радиоуправления. В промышленной и самодельной аппаратуре радиоуправления применяют обычно передатчики, частота задающих генераторов которых стабилизирована кварцевыми резонаторами. Бортовая часть системы радиоуправления моделями содержит приемник сигналов, дешифратор команд и комплект рулевых маши­нок или других исполнительных механизмов.

На транзисторах, микросхемах и миниатюрных радиодеталях возможно со­здание малогабаритных и экономичных супергетеродинных радиоприемников. В простой любительской аппаратуре для радиоуправляемых моделей зачастую при­меняют сверхрегенеративные приемники, особенно в аппаратуре дискретного уп­равления. Популярность последних обу­словлена высокой чувствительностью, не­обходимой для уверенного приема сиг­налов управления на небольшую антенну, помехоустойчивостью, необходимой при размещении приемника в непосредствен­ной близости от источников искровых радиопомех, простотой схемы, легко­стью налаживания, малым потреблением электроэнергии, четкостью работы в ус­ловиях изменяющейся напряженности поля сигнала в месте приема. Такие не­достатки сверхрегенеративного приемника, как широкая полоса пропускания, большой уровень шумов и нелинейные искажения, не играют большой роли при приеме команд управления моделями. Широкая полоса приемника cнижaeт требования к стабильности частоты передат­чика, что позволяет обойтись без Кварцевой стабилизации частоты задающего ге-нерятора передатчика.

Применяя высокочастотные транзисторы, можно построить сверхрегенера-тивные приемники, надежно работающие в диапазоне частот от 20 до 250 МГц. Все это, однако, не ставит под сомнение целесообразность применения прием­ников супергетеродинного типа, поскольку они имеют ряд преимуществ перед сверхрегенеративными. Нужно только иметь в виду, что для целей телеуправ­ления супергетеродинный приемник Должен обязательно иметь гетеродин с квар­цевой стабилизацией частоты.

Выделяют (дешифруют) команды в приемном устройстве аппаратуры, рабо­тающей разовыми командами, чаще всего частотно-избирательными электронны­ми реле с низкочастотными резонансными контурами. Системы с резонансными реле ненадежны, и в последнее время их применяют крайне редко.

В многоканальной аппаратуре пропорционального управления в основном используют кварцованные супергетеродинные приемники. Ширина полосы частот усилителя ПЧ от 6,5 до 7 кГц. Промежуточная частота может быть в пределах 455 — 468 кГц. Частоту тетеродина в диапазоне 27 МГц выбирают ниже часто­ты передатчика из-за того, что этот диапазон близок к радиолюбительскому ди­апазону 28 МГц, и если частота гетеродина выше частоты передатчика, то появ­ляется вероятность приема по зеркальному каналу мощных радиолюбительских станций.

Для ослабления приема зеркальных частот применяют также полосовые фильтры на входе приемника. Важно, чтобы автоматическая регулировка yci-ления (АРУ) работала эффективно, так как в процессе управления моделью расстояние между передатчиком и приемником может изменяться в сотни раз, в результате чего колебания напряженности поля в месте приема будут значи­тельными.

Общая особенность шифраторов и дешифраторов радиолиний с временным разделением каналов — электронная коммутация каналов. Электронный блок ру­левой машинки преобразует длительность поступающего с дешифратора каналь­ного импульса в механическое перемещение рычага рулевой машинки. В про­мышленной аппаратуре электронный блок обычно располагают в одном корпу­се с рулевой машинкой, в радиолюбительской — чаще всего на платах совмест-но с дешифратором, связанным с рулевой машинкой жгутом проводников с ми­ниатюрным разъемом.


^ 2. УСТРОЙСТВО РАДИОУПРАВЛЯЕМЫХ МОДЕЛЕЙ


Для получения разрешения на участие в соревновании размеры, мас­са и устройство модели должны соответствовать определенным конструктивным требованиям. При изготовлении модели, не предназначенной для соревнований, руководствуются только ее целевым назначением.

Из большого разнообразия авиамоделей наиболее сложны и поэтому дол­жны быть изготовлены с максимальной тщательностью авиамодели, предназна­ченные для выполнения фигур высшего пилотажа. Здесь очень многое зависит от мастерства авиамоделиста, управляющего моделью. Большим искусством уп­равления должны обладать автомоделисты и судомоделисты. В качестве при­мера на рис. 11 показана одна из четырех трасс для автомоделей, управляемых по радио. Длина трассы — 100 м. Правилами соревнований предусмотрено, что в случае выезда автомодели с трассы или даже наезда одним колесом на край трассы моделист обязан возвратить модель командами по радио на место на­рушения и затем продолжить движение по трассе, а это потеря драгоценного времени. Побеждает тот, чья модель пройдет трассу за наименьшее время.



^ Рис. 11. Вариант трассы соревнования радиоуправляемых автомобилей

Рис. 12. Трасса для соревнований моде­лей Ф-1 и Ф-2

Соревнования проводят на двух разных трассах поочередно. За рубежом практикуют соревнования скоростных радиоуправляемых автомоделей с двигате­лями внутреннего сгорания. Модели представляют собой копии гоночных авто­мобилей, а сами соревнования напоминают шоссейные гонки в миниатюре. В каждом заезде участвует не менее трех автомоделей.



^ Рис. 13. Конструкция шасси радиоуправляемой модели класса «Формула-1»:

1 — ось левого колеса; 2 — плечо рулевой трапеции; 3 — осевой подшипник; 4 — тормоз; 5 — одшипник промежуточной оси; 6 — сцепление


В Советском Союзе такие соревнования также завоевывают все большую популярность. Модели, участвующие в скоростных соревнованиях, представля­ют копии (в масштабе 1 : 8) существующих гоночных автомобилей формулы Ф-1 (колеса открыты) или Ф-2 (колеса закрыты). На моделях установлены двига­тели внутреннего сгорания с рабочим объемом цилиндра до 3,5 см3. Модель дол­жна быть ярко окрашена. На кузов наносят не менее трех номерных знаков. Кроме того, модели с открытым салоном должны иметь макет водителя с сег­ментом руля. Двигатель снабжают глушителем шума. Стартуют одновременно четыре — шесть моделей. Если во время гонок модель переворачивается, оста­навливается или происходит поломка, механик имеет право устранить неполадку и модель продолжает гонку. Для соревнований радиоуправляемых скоростных моделей наиболее удобна площадка размером 80X60 м (можно и меньше). Схема одной из трасс доказана на рис. 12. Обозначают трассу ярко раскрашенны­ми пустотелыми пластмассовыми цилиндрами диаметром 20 см.

Продолжительность заезда от 5 до 30 мин. На моделях устанавливают про­порциональную радиоаппаратуру со сменными кварцами. Моделистам, присту­пающим к изготовлению гоночных моделей, напомним, что гоночная радиоуправ­ляемая модель с двигателем внутреннего сгорания и хорошо проработанной кон­струкцией всех агрегатов описана Е. М. Гусевым и М. С. Осиновым в книге «Пособие для автомоделистов», выпущенной издательством ДОСААФ в 1980 г.

Радиоуправляемая модель гоночного автомобиля не должна быть крупнее 1/8 от прототипа, причем копируют только внешний вид. Максимальная шири­на ее 26,5 см. На модели устанавливают двигатель внутреннего сгорания с объ­емом цилиндра до 3,5 см3. Сцепление и тормоз должны обеспечивать удержа­ние модели на линии старта. Гонки, в которых одновременно участвуют несколь­ко моделей, проводят в несколько этапов. Обычно моделисты используют двух-канальную пропорциональную аппаратуру для управления поворотом ведомых колес и работой двигателя. Аппаратура каждой модели настроена на свою ча­стоту, чтобы не было взаимных помех.

На рис. 13 показано шасси английской радиоуправляемой модели фир­не «Челленджер». Основная особенность этой модели — применение зубча­того приводного ремня от вала двигателя к промежуточному шкиву, связан-вому с автоматическим сцеплением. Оно включается, как только вал двигателя, разгоняясь, достигнет половины номинальной частоты вращения. Ременная передача изолирует сцепление от вредного воздействия вибрации, идущей от дви­гателя и маховика; на задней промежуточной оси, связанной со сцеплением, уа-тановлен тормозной барабан, к которому прижат тормоз. Ведущая ось — сталь­ная, диаметром 9,5 мм. На ее концах имеется резьба для крепления ведущих колес. Поворотная цапфа рулевой трапеции изготовлена из дюралюминия в снабжена двумя отверстиями. Одно из них сквозное — сквозь него проходит поворотный рычаг; в другом — резьба для ввинчивания осевого колесного винта. Цапфа подпружинена двумя цилиндрическими пружинами, надетыми на пово­ротный рычаг. Для крепления рулевых цапф служат дюралюминиевые профили­рованные кронштейны, привинченные к плоской дюралюминиевой раме с отог­нутыми бортами.



^ Рис. 14. Ходовая часть модели легкового автомобиля:

1 — ведомое колесо; 2 — шестерня редуктора рулевой машинки; 3 — электродвигатель руле­вой машинки; 4 — рама; 5 — ведущее колесо; 6 — плата с запрессованным подшипником: 7 — вадний бампер; 8 — ходовой электродвигатель с редуктором; 9 — дифференциал; 10 — отс« питания; 11 — приемник; 12, 16 — конечные микровыключатели рулевого механизма; 13 — но-воротный рычаг; 14 — поперечная тяга рулевой трапеции; 15 — сектор поворотной шестерит рулевой машинки; 17 — червячная шестерня редуктора; 18 — ось червячной шестерни; 19 — передний бампер; 20 — поворотная цапфа с полуосью


Двигатель запускают рывковым шнуром, пропускаемым через канавку яа-ховика. Одна из рулевых машинок аппаратуры управления посредством тяги регулирует количество топливно-воздушной смеси, поступающей в камеру сгора­ния двигателя, поворачивает дроссельную заслонку в карбюраторе, меняя тем самым частоту вращения вала двигателя. При переходе двигателя на малую частоту вращения вала сцепление выключается и одновременно включается тор­мозной механизм — модель останавливается без наката. Более четкий переход на режим торможения обеспечивает одновременное перекрытие выпускного от­верстия двигателя. На цилиндре двигателя крепят теплообменник.

Поворотами модели управляет другая рулевая машинка. С ней связана тягa, поворачивающая рулевой рычаг, который, в свою очередь, через пружины по­ворачивает всю рулевую трапецию. Электронную аппаратуру размещают в сред­ней части модели, в футлярах, предохраняющих ее от пыли, брызг горючего и масла. Кузов модели изготавливают из ударопрочной пластмассы, покрышки — яз резины; материал дисков колес — пластмасса.

Радиоуправляемые модели для соревнований по прохождению фигурной трассы, как правило, оборудуют электродвигателями и малогабаритной- аккуму­ляторной батареей. Длр них не существует ограничения по массе, но длина и должна превышать 50 см. Обязательное условие — соблюдение внешнего сходства с автомобилем-прототипом и по возможности соблюдение подобия в конструкции ходовой части. Изготовление такой модели под силу лишь опытным моделистам. Начинающим же любителям телемеханики следует начинать с мо­делей, имеющих упрощенную конструкцию ходовой части, например,, такую, ко­торая показана на рис. 14.



rol-i-obyazannosti-reklamnogo-agenta.html
rol-i-sosredotochenie-vnimaniya-pri-chtenii-plan-konspekt-lekcii-prakticheskoe-ispolzovanie-intellektualnih-vozmozhnostej.html
rol-i-zadachi-missiya-shkolnoj-biblioteki-o-e-grazhdankina-otvetstvennaya-za-vipusk.html
rol-i-znachenie-mashinostroitelnogo-kompleksa-v-strukture-narodnogo-hozyajstva-rossii.html
rol-i-znachenie-principov-gumanizma-v-sovremennoj-mirovoj-politike.html
rol-i-znachenie-v-obshestvennoj-zhizni-deyatelnosti-po-organizacii-rukovodstvu-i-upravleniyu.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-dlya-specialnostej-1-45-01-01-mnogokanalnie-sistemi-telekommunikacij-1-54-01-02-metrologicheskoe-obespechenie-informacionnih-sistem-i-setej.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/romanticheskoe-obshenie-v-kommunikativno-semioticheskom-aspekte-10-02-19-teoriya-yazika-stranica-2.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/01102010-g-s-6-tema-stroitelstvo-stroitelen-kontrol.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-modernizacii-zdravoohraneniya-orlovskoj-oblasti-na-2011-2012-godi-orlovskaya-oblast-2011-god-stranica-45.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/pyataya-zapoved-prepodavanie-bozhego-ucheniya-5-cerkov-vsegda-nastavlyaet-8-dragocennaya-zhemchuzhina-katehizisa-martina.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-podgotavlivaemie-professii-i-specialnosti-itogi-uchebnogo-goda-26-rezultati-itogovoj-attestacii-28.html
  • studies.bystrickaya.ru/geneticheskie-issledovaniya-elementarnoj-rassudochnoj-deyatelnosti-i-drugih-kognitivnih-sposobnostej-zhivotnih-chast-3.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primenenie-instrumentov-menedzhmenta-kachestva.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchyot-o-rezultatah-samoobsledovaniya-gosudarstvennogo-avtonomnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-respubliki-bashkortostan.html
  • shkola.bystrickaya.ru/personologicheskaya-strategiya-matematicheskogo-obrazovaniya-budushego-uchitelya-13-00-01-obshaya-pedagogika-istoriya-pedagogiki-i-obrazovaniya-13-00-08-teoriya-i-metodika-professionalnogo-obrazovaniya-stranica-3.html
  • control.bystrickaya.ru/dvopoverhovij-zhitlovij-budinok.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-pyataya-chto-proishodit-kniga-desyataya.html
  • report.bystrickaya.ru/iii-perepishite-sleduyushie-predlozheniya-podcherknite-prichastiya-opredelite-ih-funkciyu-predlozhenie-perevedite.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-7-2011-tema-gravitacionnie-sklonovie-processi.html
  • lecture.bystrickaya.ru/44-immunobiologicheskie-meropriyatiya-g-g-onishenko-08-oktyabrya-2010-g.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/statisticheskie-metodi-izucheniya-urovnya-zhizni-naseleniya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-sd-f-10-finansovij-menedzhment-dlya-studentov-specialnosti-080507-menedzhment-organizacii-specializacii.html
  • essay.bystrickaya.ru/drster-trek-konspektler.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-theme-a-v-fedorov-slovar-terminov-po-mediaobrazovaniyu-mediapedagogike-mediagramotnosti-mediakompetentnosti.html
  • literature.bystrickaya.ru/dannij-publichnij-doklad-mou-sosh-s-balovnevo-stavit-svoej-celyu-povishenie-urovnya-informacionnoj-otkritosti-i-prozrachnosti-shkoli-i-shirokoj-obshestvennosti-mi-rass.html
  • school.bystrickaya.ru/belaruskaya-zhurnalstika.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-preodoleniya-trudnostej-v-izuchenii-fiziki-shagi-k-uspehu.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-samostoyatelnoj-rabote-kontrolnie-voprosi-po-kursu-tematicheskij-plan.html
  • reading.bystrickaya.ru/kompoziciya-i-slovo-o-ponyatii-kompozicii.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel5-literatura-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya-vtoraya-redakciya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/spisok-komand-ot-20-03-2011.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-po-teme-fizicheskaya-kultura.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-4-osobennosti-ya-koncepcii-143-stvo-yunost-vzroslost-starost-pod-obshej-redakciej-a-a-reana-sankt-peterburg.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-xvi-mezhdunarodnaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-nachalnie-uchastki-izoterm-adsorbcii-opredelenie-poverhnosti-i-mikroporistosti-tradicionnimi-metodami-osnovnie-temi-klassifikaciya-adsorbentov-po-razmeram-por.html
  • notebook.bystrickaya.ru/internet-resursi-gosduma-rf-monitoring-smi-15-marta-2006-g.html
  • holiday.bystrickaya.ru/novosti-negosudarstvennih-pensionnih-fondov-monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-12-iyulya-2011-goda.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-6-usloviya-opredelyayushie-kachestvo-podgotovki-specialistov-otchyot-o-rezultatah-samoobsledovaniya-glazov-2008.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-naimenovanie-disciplini-strukturi-i-algoritmi-kompyuternoj-obrabotki-dannih-rekomenduetsya-dlya-napravleniya-podgotovki.html
  • thescience.bystrickaya.ru/instrukciya-po-zapolneniyu-registracionnoj-zayavki-karta-registracii-bazi-dannih.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.