.RU

Россия и Европа. Дискурсы о национальном - Философия языка и коммуникации. 3


^ Россия и Европа. Дискурсы о национальном. Язык этноса.
Отношения людей не ограничиваются политическими интересами национальных государств. Поэтому есть другие метафоры кроме юридических, например, географические или геополитические. В этой связи говорят о противостоянии Востока и Запада и видят миссию России в объединении этих цивилизаций. Причем география подсказывает нам и другие координаты, относительно которых можно и нужно ориентироваться, Это Север и Юг. В свете угрозы глобального потепления эта оппозиция становится все более важной. Попытаемся ответить на вопрос, как нам ориентироваться в мире, обратившись к историческому прошлому. Поскольку трудно судить о себе, ибо для этого требуется взгляд со стороны, посмотрим, в чем видят другие наше своеобразие. С западной точки зрения просматриваются три варианта русского самосознания:

1. Государственный патриотизм с элементами автократии, территориального величия и православия.

2. Этно-религиозное сознание, которое основывается на мифе о «святой Руси» и направлено против чуждых секуляризированных западных государств.

3. Национальное сознание, которое, несмотря на принятие Просвещения, дистанцируется от Запада, ибо определяет русскую идентичность как культурную, опирающуюся на русскую историю, русский язык и русский народ, а не на государство или религию. Эти три варианта, заложенные дворянством, были в 18 и 19 в.в. восприняты и развиты русской интеллигенцией.

Согласно одному из мифов, викинги были приглашены славянскими племенами на территорию сегодняшней России, чтобы создать государственный порядок149. Напротив, в христианском летописании православная вера, внедрение которой связывается в России исторически и мифологически с князем Владимиром, пришла из Византии, т.е. из южного средиземноморья. Старая, сложившаяся в русской мифологии и истории культурно-историческая ориентация «Север – Юг» сменилась в XIX в. на перспективу «Запад – Восток». „Мы не принадлежим, - писал Чаадаев в первом „Философическом письме" (1836), - ни к Западу, ни к Востоку, и у нас нет традиций ни того, ни другого. Если бы мы не раскинулись от Берингова пролива до Одера, нас и не заметили бы.»150 Эти слова подлили масла в огонь споров между славянофилами и западниками. Славянофильская ориентация завершилась в концепции панславизма, согласно идеологам которого, Россия и Европа представляли собой альтернативные цивилизации. В. С. Соловьев склонялся к своеобразному «религиозному интернационалу», к посредничеству между русско-православным восточным христианством и католическим западным христианством. В.И. Ленин также стремился привить к космополитическому марксизму и социал-демократии «русскую идею».

В начале века русский историк Данилевский не дипломатично и даже грубо обнажил "римскую правду" (в смысле "ищите кому выгодно") отношений между Россией и Европой. При этом он утверждал, что они не могут завоевать, победить, колонизовать друг друга, так одна не существует без другой и только в процессе взаимной игры сил, конкуренции и соперничества они обретают "динамическую энергию", преодолевающую безжизненную стагнацию, от которой не предохраняют накопление денег или оружия. Настоящий капитал государства - это "запас исторических сил", который медленно накапливается этносом и потом дает плоды. Наиболее важной мыслью Данилевского является идея баланса. Поскольку нельзя заниматься самообманом и скрывать, что Россия и Европа – противники, каждый из которых имеет свой интерес и одновременно не может существовать друг без друга, постольку они обречены на поиски равновесия, которое оказывается не статичным, а динамичным.

В 20-е и 30-е г. ХХ столетия сформировалось оригинальное философское направление русского мышления – евразийство. Евразийцы разделяли тезис об особом пути России, но отказывались от панславизма. Их соображения подкреплялись образованием Советского Союза, который восстановил географические границы Российской империи. Если учитывать расширение сферы влияния, то можно говорить и о достижении границ империи Чингиз Хана. СССР – это культурное единство, в котором славянские, арийские (норманские) и монгольские (тюркские) элементы, наконец, обрели единство.151 Можно соглашаться или оспаривать некоторые выводы евразийцев. Однако очевидно, что своеобразие России следует определять по периметру «Европа - Россия – Азия».

70-е и 80-е годы ХХ столетия Л.Н. Гумилевым была сформулирована концепция «нового евразийства».152 Основой его аргументации стало геополитическое положение России.153 «Океанической власти» (Англия, США) противостоит «континентальная» (Россия, Германия, Япония) как выражение‚ вечной планетной борьбы между морем и степью. Еще Николай Трубецкой отмечал, что своеобразие евразийского континента определяется природными факторами: Лес и степь обуславливали экономические системы и уклад жизни охотников и номадов. Этот регион между нижним Дунаем и Тихим океаном учреждающий «систему степей» обнаруживает общие черты (изотерма, движения ветра, континентальный климат) и является географически и антропологически интегральным. На этом базируется этнолингвистическая общность славянской, финно-угорской и туранской культур.154

Истоки рождения государственного и культурного своеобразия России относятся к временам противоборства цивилизаций суши и моря, культур поля и степи. Очевидно, что не только российская территория, но и ментальность содержат немало азиатского. Другая история связывает Восточные страны с Европой. Начиная с крестовых походов, европейцы конфронтировали с арабами. Но в ходе этой борьбы осуществлялись торговые связи и культурные обмены. Понятие Востока оказывается, с одной стороны, концептом, сложившимся как абстракт социально-политических практик Запада, а с другой стороны, предпосылкой практик завоевания и освоения Востока. Отношение Запада к Востоку оказывается, с одной стороны, колониалистическим, а с другой идентификационным. Восток характеризуется как соперник Европы, как Другой, который по принципу контраста используется для понимания собственной сущности. По мнению Э. Саида, «без исследования ориентализма в качестве дискурса невозможно понять исключительно систематическую дисциплину, при помощи которой европейская культура могла управлять Востоком - даже производить его - политически, социологически, идеологически, военным и научным образом и даже имагинативно после эпохи Просвещения."155 Из-за ориентализма Восток не был свободным предметом мышления и деятельности. Этот тезис можно усилить: навязанный ориенталистикой образ Востока во многом определил самосознание его жителей, и это последствие было еще хуже, чем колонизация.

Примером такой интеллектуальной колонизации является экспедиция Наполеона в Египет, которая обычно расценивается как чисто военная операция. 23-х томное "Описание", составленное целым институтом ученых, считается побочной частью военной кампании. Это было не простое завоевание. Египет был исследован, описан и объяснен и вместе с завоеванием это было полным поглощением инструментами западного знания и власти. "Описание" вытесняет собственную историю Египта.

Хотя военная кампания провалилась, после Наполеона радикально изменился язык ориентализма, который целенаправленно приближал Восток к Европе с целью его полного поглощения. Само словосочетание "образ Востока" говорит о ведущей роли представления, воображения в ориентализме. Все начинается не с дискурса, который навязывает говорящему и слушающему, пишущему и читающему логику власти, а с видения. Таким образом, существуют какие-то отнюдь не нейтральные "машины зрения", отделяющие свое от чужого. Если обратиться к биоэстетике, возможно, только там мы найдем в качестве критериев выбора того, что нравится или не нравится, не ссылки на возвышенное или на моральное, а указания на сохранение и улучшение рода. Скорее всего, образ чужого изначально выстраивается как образ соперника, врага. Дискурс власти выражает не злую волю или интересы класса, он укоренен в биологическую природу человека. Общество как суперорганизм, хотя и привносит в "свободную игру сил" элементы права и морали, однако сам общественный договор не только предполагает, но и выносит «агон», как соперничество между индивидами, на более высокий уровень этносов и государств. И достичь "вечного мира" - союза между государствами не удается до сих пор.

Отсюда следует осмыслить старые и искать новые формы и способы взаимопонимания людей, принадлежащим к разным культурам. Прежде считали, что язык науки является универсальным языком объяснения мира и общения между людьми. Теперь проект Просвещения расценивается как европоцентристкое описание других культур. На европейских писателей и ученых легло обвинение в ангажированности. Их стали расценивать как имперских чиновников, описывающих образ жизни других с точки зрения колонизации. Они являются носителями языка, который сложился как выражение мужского соперничества, как самоутверждение героев-завоевателей.

skulptori-i-zhivopisci-poryaz-a-vozrozhdenie.html
skulptura-konspekt-lekcij-po-k-ulturologii-dlya-studentov-vseh-specialnostej.html
skuperdyaj-skupoj-kradet-u-svoih-potrebnostej-radi-obogasheniya-svoih-fantazij-ya-vibrala-ne-togo-muzhchinu.html
skupoj-platit-dvazhdi-tupoj-trizhdi-loh-vsegda-chasto-zadavaemie-voprosi.html
skver-po-ul-belgorodskogo-polka-nauchnihrabo-t.html
skvorcovie-stat-opredeleniya-dlya-celej-konvencii-esli-drugogo-znacheniya-ne-trebuetsya-po-smislu.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kniga-borisa-akunina-iz-serii-priklyucheniya-erasta-fandorina-stranica-19.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/nekotorie-voprosi-analiza-delovih-problem-chast-12.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-3-osnovnie-napravleniya-prioritetnie-napravleniya-razvitiya-nauki-tehnologij-i-tehniki-v-rossijskoj-federacii.html
  • report.bystrickaya.ru/itogo-nakladnie-rashodi-tehnicheskoe-zadanie-razdel-1-obshie-trebovaniya-predmet-konkursa-nachalnaya-maksimalnaya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/strukturnih-genah.html
  • tests.bystrickaya.ru/kursovaya-rabota-po-discipline-korporativnie-seti.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/izbiratelnaya-sistema-v-altajskom-krae-chast-4.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v006-klassifikator-uslovij-okazaniya-medicinskoj-pomoshi-uslmp-1-naznachenie-i-cel-dokumenta-6.html
  • textbook.bystrickaya.ru/habarlandiru.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-formirovaniya-universalnih-uchebnih-dejstvij-na-stupeni-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-programmi-otdelnih-predmetov-i-kursov-2-russkij-yazik.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/antikrizisnoe-upravlenie-22.html
  • college.bystrickaya.ru/4-kogda-delat-gans-sele-ot-mechti-k-otkritiyu.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-1-predmet-yuridicheskoj-nauki-yuridicheskaya-nauka-istoriya-i-sovremennost.html
  • literature.bystrickaya.ru/epilog-pyatdesyat-let-udivleniya-voshisheniya-i-radosti-frederik-bruks-mificheskij-cheloveko-mesyac-ili-kak-sozdayutsya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/oushilardi-mektepke-pedagogikali-psihologiyali-dajindiin-anitau-ortindisi-kshshian-orta-mekteb-mektepke-dejng-shain-ortaliimen.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/primernie-obrazci-bibliograficheskih-opisanij-gosudarstvennij-obrazovatelnij-standart-visshego-professionalnogo.html
  • spur.bystrickaya.ru/konspekt-otkritogo-zanyatiya-po-razvitiyu-rechi-v-starshej-gruppe-vesennyaya-skazka.html
  • credit.bystrickaya.ru/polozhenie-ob-oblastnom-konkurse-kompyuternoj-grafiki-i-dizajna-sredi-shkolnikov-kvadratnij-krug-obshie-polozheniya.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-poseleniya-vv-pyankov-ob-utverzhdenii-polozheniya-ob-arende-municipalnogo-imushestva.html
  • lecture.bystrickaya.ru/analiz-denezhnih-potokov-na-predpriyatii-chast-5.html
  • notebook.bystrickaya.ru/gudok-06122011-liniya-vnimaniya-monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-6-dekabrya-2011-goda.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/etap-duhovnogo-videniya-tri-vida-vozmozhnogo-vozdejstviya-na-nas-so-storoni-padshih-duhov.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-sootvetstvii-s-federalnim-planom-statisticheskih-rabot-na-2005-god-i-postanovleniem-federalnoj-sluzhbi-gosudarstvennoj-statistiki-rosstata-ot-29-08-2005-6.html
  • student.bystrickaya.ru/36-pervobitnaya-socialnaya-organizaciya-nastoyashee-uchebnoe-posobie-koncentriruet-vnimanie-na-odnom-iz-vazhnejshih.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/mezhdunarodnaya-zashita-prav-cheloveka.html
  • essay.bystrickaya.ru/dolzhnostnaya-instrukciya-glavnogo-tehnologa-nazvanie-uchrezhdeniya-organizacii.html
  • books.bystrickaya.ru/dolgosrochnaya-kraevaya-celevaya-programma-kuban-i-velikie-pobedi-rossii-na-2010-2012-godi-utverzhdena-postanovleniem-glavi-administracii-gubernatorom-krasnodarskogo-kraya-ot-10-fevralya-2010-goda-61.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/7-sovershenstvovanie-sistemi-lesnogo-hozyajstva-v-ochagah-porazheniya-sosnovih-nasazhdenij-promishlennimi-vibrosami.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-programma-001-obespechenie-deyatelnosti-upolnomochennogo-organa-v-oblasti-ohrani-okruzhayushej-sredi-specifika-149-prochie-uslugi-i-raboti-po-teme-stranica-8.html
  • report.bystrickaya.ru/grodnenskaya-oblast-o-merah-po-realizacii-respublikanskoj-programmi-razvitiya-molochnoj-otrasli-v-20102015-godah.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osobennosti-kooperacii-v-pticevodstve-francii-tehnologicheskij-institut-filial-fgou-vpo-ulyanovskaya-gsha-uchebnoe.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rossijskaya-akkreditaciya-programm-mba-biznes-shkoli.html
  • tasks.bystrickaya.ru/22-krizis-ne-pomeha-rbk-daily-20087-noyabrya-energeticheskaya-bezopasnost-geopoliticheskie-aspekti-energodialoga.html
  • reading.bystrickaya.ru/komediya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/anglijskij-platinovij-nazvanie-annotaciya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.