Русская Философия Владимир мартынов пестрые прутья Иакова Частный взгляд на картину всеобщего праздника жизни Москва 2009 - страница 16
.RU

Русская Философия Владимир мартынов пестрые прутья Иакова Частный взгляд на картину всеобщего праздника жизни Москва 2009 - страница 16



главный результат деятельности обэриутов заключался не столько
в создании ряда выдающихся текстов произведений, сколько в об-
ретении нового типа взаимоотношений текста и социума и выте-
кающего из этого нового отношения к тексту. Вообще история ли-
тературы — это не столько история создания различных текстов,
сколько эволюция типов взаимоотношений текста и социума. Пере-
ход от одного типа взаимоотношений к другому образует эволюци-
онный шаг, а последовательность таких шагов образует литератур-
ную традицию. Подлинно причастным литературному процессу ста-
новится не тот, кто создает тексты сообразно своему таланту и ра-
зумению, но тот, кто вписывается в последовательность эволюци-
онных шагов и кто способен стать медиатором, или посредником,
через которого соответственные эволюционные шаги реализуются
в конкретном тексте. Тексты, созданные только на основании соб-
ственного таланта и разумения и не вписывающиеся в последова-
тельность эволюционных шагов, могут быть крайне интересными,
талантливыми и умными, но они навсегда останутся эволюционно
пустыми, эволюционно ненаполненными текстами. К такой эволю-
ционной опустошенности текстов может привести вольное или не-
вольное игнорирование предыдущего эволюционного шага, что и
произошло в русско-советской литературе 1950-х-1960-х годов. По-
этому в данном случае следует говорить скорее не о выпадении ли-
тературного наследия обэриутов из поля зрения поколения эпохи
хрущевской оттепели, но о выпадении самого этого поколения из
естественного следования эволюционных шагов литературной тра-
диции. Сознание поэтов-шестидесятников, не соприкоснувшееся с
обэриутским опытом и не воспринявшее их эволюционного шага,
оказалось на позиции, предшествующей этому шагу, т. е. оно ока-
залось на позиции сознания серебряного века с его верой в силу и
в неограниченные возможности прямого высказывания. Даже такой
выдающийся поэт, как Бродский, и тот не смог преодолеть поле тя-
готения прямого высказывания, вернее, скорее всего у него и в
мыслях не могло быть ничего подобного, ибо, получив рукополо-
жение от Ахматовой, он совершенно естественно пребывал в про-
странственном измерении серебряного века, никак не реагируя на
эволюционный шаг обэриутов. Значение и последствия этого шага
стали осознаваться несколько позже — где-то в середине 1970-х
годов, причем осознание это начало приходить не через непосред-
ственные благословения или рукоположения, но некими опосредо-
ванными окольными путями, часто даже через другие виды искус-
ства. Так, литературному осознанию эволюционного значения обэ-


риутского наследия не в последнюю очередь способствовала дея-
тельность таких художников, как Кабаков, Пивоваров и Булатов, но
это уже совсем другая история, и писать об этом я буду в другом
месте, когда дело дойдет до проблемы московского концептуализма.

***

Сейчас следует ненадолго вернуться к проблеме разоблачения
культа личности Сталина, о позитивных и негативных влияниях ко-
торого на предрасположенность к поэтическому творчеству я уже
писал. Но тогда я не касался визуального аспекта этой проблемы, а
вместе с тем он представляется мне весьма важным. И коль скоро я
упомянул о том, что художественная практика Кабакова, Пивоваро-
ва и Булатова повлияла на литературное осознание наследия обэ-
риутов, то следует вкратце сказать и о том влиянии, которое было
оказано на предрасположенность к поэтическому творчеству визу-
альным аспектом разоблачения культа личности Сталина. Вообще
каждое событие имеет два аспекта воздействия на сознание — вер-
бальный, или идеологический, аспект и аспект визуальный, или ие-
роглифический. Вербальный, или идеологический, аспект события
воздействует на сознание непосредственно и быстро, а последствия
этого воздействия почти сразу же становятся очевидными. Что же
касается визуального, или иероглифического, аспекта, то он воз-
действует на сознание более опосредованно и не так быстро, а по-
следствия такого воздействия могут показаться почти что совсем
незаметными, хотя его влияние на сознание может значительно
превосходить влияние идеологического аспекта.

Разоблачение культа личности Сталина было чревато значи-
тельными визуальными последствиями, вызванными так называе-
мой борьбой с архитектурными излишествами и последующим за
этой борьбой массовым типовым строительством хрущевских пяти-
этажек. Наверное, невозможно представить лучшего визуального
образа для воплощения тоталитарной сталинской идеи, чем мос-
ковские высотки, кольцевые станции метро и павильоны сельскохо-
зяйственной выставки. Все эти сооружения, появившиеся в Москве
в конце 1940-х — в начале 1950-х годов, волей-неволей ассоцииро-
вались с победой в Великой Отечественной войне, с могуществом
Советского Союза, с любовью к Сталину и со стремлением ко всему
светлому и прекрасному. Сейчас можно по-разному относиться к
архитектурным качествам всех этих грандиозных комплексов и, по-
жалуй, трудно не согласиться с Феллини, который после посещения
сельскохозяйственной выставки сказал, что это «бред пьяного кон-


дитера», хотя, возможно, в какой-то степени в нем взыграла худо-
жественная зависть, ибо необузданность фантазии этих архитек-
турных форм была в какой-то степени сродни его собственной фан-
тазии. Как бы то ни было, но в чем уж точно невозможно отказать
всем этим сооружениям, так это в визуальном многообразии, богат-
стве и буйстве — пускай это будет даже псевдомногообразие, псев-
добогатство и псевдобуйство. Все эти портики, разнообразные ка-
пители колонн, декоративные башенки и вазоны, скульптуры и бо-
гатая лепнина — словом, все то, что впоследствии было определе-
но понятием «архитектурные излишества», — все это создавало
разнообразную и крайне детализированную визуальную среду, ко-
торая просто не могла не отпечатываться соответствующим обра-
зом в сознании.

Однако, может быть, самое главное заключалось даже не в
этих сооружениях самих по себе, но в том, среди чего они находи-
лись, а находились они среди старой Москвы, ибо в конце 1940-х —
в начале 1950-х годов старая Москва была еще не полностью унич-
тожена. Когда я сейчас говорю о старой Москве, то имею в виду
даже не пресловутый Арбат, Замоскворечье или Таганку, но такие
«трущобные» комплексы, как Марьина роща. Одна из моих нянь
жила в Марьиной роще, и во время наших прогулок по Зуевскому
парку или по Миусскому кладбищу она иногда заходила к себе до-
мой по каким-то своими делам, в результате чего мне не остава-
лось ничего другого, как сопровождать ее и сидеть какое-то время
в ее комнате. Я очень любил эти посещения, ибо вид Марьиной ро-
щи постоянно будоражил мое воображение. Одноэтажные и двух-
этажные деревянные дома с резными наличниками, мощеные бу-
лыжником улицы, поленицы дров, лабиринты каких-то сараев, па-
лисадников и двориков с сохнущими на веревках простынями — все
это было крайне живописно и интригующе для глаза. Конечно же,
все это можно было увидеть не только в Марьиной роще. И окрест-
ности Савеловского вокзала или Минаевского рынка, и Лесная, и
Палиха, и лабиринты дворов за нашим домом на Новослободской —
все это имело примерно такой же вид, и среди всего этого живо-
писного великолепия то здесь, то там вздымалось совершенно дру-
гое великолепие — великолепие сталинских сооружений, причем
все это непосредственно соседствовало друг с другом каким-то
фантастическим образом. Так, сразу же за фасадами ренессансных
палаццо Кутузовского проспекта начинались барачные трущобы,
прилегающие к Киевскому вокзалу, а между колоннадами Театра
Красной армии и храмоподобным павильоном станции метро Ново-
го


referat-skachen-s-sajta-srednej-shkoli-76-goroda-sankt-peterburga.html
referat-slushatelya-kursov-povisheniya.html
referat-socialnaya-psihologiya-kak-nauka.html
referat-soderzhanie.html
referat-solnechnaya-energiya-vipolnila-hairova-adelina-klass-4-a-2014g-dvigatel-rabotayushij-na-solnechnoj-batarei-v-gorode-pasadena-shtat-kaliforniya-1901-god-illyustraciya-iz-romana-o-sovremennih-izobreteniyah.html
referat-sostoit-iz-8-mi-glav-vvedeniya-i-zaklyucheniya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-himiya-2011-g.html
  • knigi.bystrickaya.ru/scenarij-pervoaprelskogo-bala.html
  • predmet.bystrickaya.ru/referat-po-teme-rol-chisel-v-skazkah-a-pushkina.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/yug-hamnuev-k-voprosu-o-sravnitelnom-issledovanii-konstitucionno-pravovoj-osnovi-formi-pravleniya-gosudarstva.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/smotr-konkurs-rajonnih-agitpoezdov-za-zdorovij-obraz-zhizni-s-prezentaciej-prazdnichnaya-programma-s-uchastiem-pobeditelej-konkursa-semej-15-maya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/115-sovershenstvovanie-zakonodatelstva-v-sfere-podderzhki-semi-i-detstva-obrazovaniya-i-molodezhnoj-politiki.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nad-bezdnoj-osennee-nebo-pasmurno-vozduh-pronizan-sirostyu-holodnij-veter-usilivaet-rezkuyu-svezhest-rannego.html
  • literature.bystrickaya.ru/deputati-prizvali-vooruzhit-gosudarstvo-instrumentami-kontrolya-za-prinyatiem-osnovnih-reshenij-na-strategicheskih-predpriyatiyah.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vliyanie-meteorologicheskihyavlenij-na-rozhdenie-genialnihlyudej-chezare-lombrozo.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-gou-ds-kombinirovannogo-vida-9-obrazovatelnaya-programma-gou-ds-9-stranica-3.html
  • crib.bystrickaya.ru/izmeneniya-v-gost-71-2003-obsheobrazovatelnogo.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnih-ispitanij-programma-vstupitelnih-ispitanij-po-matematike-dlya-abiturientov-dnevnogo-i-zaochnogo-otdeleniya.html
  • studies.bystrickaya.ru/gosudarstvennoe-regulirovanie-ntp.html
  • shkola.bystrickaya.ru/serebryanoe-kopitce-sobranie-sochinenij-v-treh-tomah-tom-pervij-p-p-bazhov-sobranie-sochinenij-v-treh-tomah-tom-pervij.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/ii-bozhestvennoe-bitie-ili-iegova-soderzhashaya-obshee-bogoslovie-novoj-cerkvi-predrechyonnoj-gospodom-u-daniila-7.html
  • tests.bystrickaya.ru/kontrol-za-deyatelnostyu-municipalnih-obrazovatelnih-uchrezhdenij-v-2012-godu.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/princip-otvetstvennosti-sodejstvie-regionalnomu-razvitiyu-otchet-mrsk-severo-zapada-v-oblasti-ustojchivogo-razvitiya-oglavlenie.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/dostoprimechatelnosti-seula-i-okrestnostej.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-napisaniyu-kursovih-rabot-kursovaya-rabota.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-tehnicheskaya-mehanika.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-8-razvitie-farmacii-v-srednie-veka-farmaciya-v-stranah-arabskogo-vostoka-3-medicina-i-farmaciya-drevnego-egipta.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sovremennij-vengerskij-detektiv-stranica-17.html
  • lecture.bystrickaya.ru/analiz-ocenok-rossijskim-obshestvom-xxxv-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-sbornik-tezisov.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kritika-testa-kontrolnih-voprosov-metodika-test-kontrolnih-voprosov-tkv-kritika-testa-kontrolnih-voprosov.html
  • university.bystrickaya.ru/funkcionalnij-analiz-priznanie-golosov.html
  • exam.bystrickaya.ru/yung-k-g-chelovek-i-ego-simvoli-stranica-28.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/zavisimost-intensivnosti-dihaniya-rastitelnih-produktov-ot-temperaturi-chast-3.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-34-tehnicheskoe-i-organizacionnoe-obespechenie-bezopasnosti-proizvodstvennoj-territorii-i-pomeshenij-kontroliruemih-rabotodatelem-s-uchetom-otraslevoj-specifiki-ego-proizvodstvennoj-deyatelnosti.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prezentaciya-proekta-korporaciya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sestrinskoe-delo-primernaya-tematika-kontrolnih-voprosov.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-obshij-psihologicheskij-praktikum-dlya-napravleniya-030300-psihologiya-podgotovki-bakalavra-030300-62-avtor-gusev-aleksej-nikolaevich.html
  • diploma.bystrickaya.ru/uspehi-vichislitelnih-nauk.html
  • student.bystrickaya.ru/13-finansirovanie-i-kreditovanie-investicij-.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-francuzskij-yazik-moskva-2004-nastoyashaya-programma-po-discipline-francuzskij-yazik-prednaznachena-dlya-studentov-magistraturi-iep-mgimo-u-mid-rossii-razrabotana-docentom-rekosh-k-h.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-sootvetstvii-s-federalnim-planom-statisticheskih-rabot-na-2005-god-i-postanovleniem-federalnoj-sluzhbi-gosudarstvennoj-statistiki-rosstata-ot-29-08-2005-6-stranica-7.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.