.RU

Русский язык - страница 2





^ РЕЧЬ. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (30 ч)



Функциональная стили­стика, ее предмет и задачи. Классификация функциональных стилей. Стилеобразующие фак­торы: внеязыковые и языковые.

Научный стиль: сфера применения, функции, стилевые черты. Подстили научного стиля: собственно-научный, учебно-научный, научно-популярный.
^ Особенности языковых средств научного стиля. Основные нормы науч­ного стиля. (8 ч)

  • понимает и объясняет предмет функциональной стилистики

  • описывает классификацию функциональных стилей, созданную на основе сферы употребления и функции речи

  • понимает, какие стилеобразующие факторы относятся к внеязыковым, и поясняет их влияние на формирование стиля

  • осознает специфику и последовательность системного описания стиля, осуществляет системное описание научного стиля

  • перечисляет внеязыковые стилеобразующие факторы каждого подстиля и разъясняет основные отличия в языковых нормах и стилевых чертах подстилей

  • соотносит жанры с подстилями

  • знает и владеет основными лексическими и грамматическими нормами научного стиля

Виды работ:

Слушание

слушание-понимание тек­стов научного стиля (объем текста – 800–900 слов; время звучания – до 10 минут)





  • понимает содержание и основную мысль текста, определяет внеязыковые стилеобразующие фак­торы научного текста

  • называет стилевые черты текста

  • находит характерные для данного стиля лексиче­ские и грамматические особенности и обосновывает уместность их употребления
^ Чтение
чтение-понимание текста научного стиля


Говорение
устный стилистический анализ фрагмента текста на­учного стиля


развернутый ответ на уроке в жанре сравнительной характеристики текстов разных подстилей научного стиля


диалог-убеждение на темы культуры речи
и стилистики




  • читает и понимает содержание и смысл текста научного стиля

  • определяет стилевые черты

  • отмечает характерные для научного стиля языко­вые средства и определяет их семантико-стили­стическую функцию




  • выбирает стиль высказывания в соответствии с коммуникативной задачей

  • производит стилистический анализ текста по данному плану

  • аргументирует целесообразность использования словообразовательных, морфологических, лексических и синтаксических средств




  • излагает материал в соответствии с композиционной формой сравнительной
    характеристики

  • использует в ответе языковые средства и элементы содержания, характерные для учебно-научного подстиля

  • обосновывает уместность отдельных языковых средств (по требованию учителя), замечает отклонения от норм стиля, определяет вид ошибки, исправляет ее

  • ориентируется в ситуации общения, правильно выбирает стиль

  • использует вопрос как средство постановки проблемы и как средство перехода от одной микротемы к другой

  • обосновывает свое мнение достаточным количеством аргументов

  • учитывает правила общения и соблюдает нормы речевого этикета в научном общении

  • осуществляет первичную и вторичную обработку информации: читает, выделяет основную информацию, объединяет ее в смысловые блоки, располагает в необходимой последовательности
Письмо
составление тезисов, кон­спекта научного текста,

определение ключевых слов


реферат по нескольким ис­точникам





  • записывает основную информацию

  • определяет ключевые слова

  • ориентируется в границах темы




  • определяет функции зачина и концовки и правильно выбирает виды зачина и концовки, наполняет их соответствующим содержанием

  • развертывает содержание основной части, раскрывая основные понятия темы, излагает сущность проблемы и подходы к ее решению, отраженные в реферируемых источниках

  • выражает собственное отношение к предлагаемым авторами решениям проблемы

  • выдерживает единство стиля в тексте реферата




редактирование научного текста (реферата)


сжатое изложение научно-популярного текста


стилистический анализ научного текста


аннотация справочного характера


составление библиографии по теме

  • анализирует содержание и композиционную форму реферата: обнаруживает отклонения от стандартной композиционной формы жанра, обосновывает их целесообразность или нецелесообразность; определяет вид и функции зачина и концовки и обосновывает их уместность или неуместность; выделяет в содержании лишние, не подчиненные коммуникативной задаче части, или обнаруживает недостаточную полноту содержания

  • находит стилистические морфологические и лексические ошибки, определяет их вид, подбирает необходимые синонимические
    варианты

  • определяет на слух основные смысловые части текста

  • сжимает текст, сохраняя стиль и объем информации за счет удаления примеров, излишней детализации

  • логически последовательно излагает содержание, не нарушая норм стиля




  • анализирует текст научного стиля в соответствии с планом стилистического анализа, проявляя знание внеязыковых и языковых особенностей научного стиля

  • создает текст научного стиля в жанре стилистического анализа

  • совершенствует написанное

  • создает текст аннотации справочного характера, сохраняя стандартную композиционную форму

  • использует языковые стандарты, сохраняя единство стиля

  • составляет и правильно оформляет библиографию по предложенной теме

^ Публицистический стиль: сфера применения, функции, стилевые черты.

Жанры публицистических текстов. Классификация жанров публицистического стиля по способу отображения действительности: информационные, аналитические, художественно-публицистические.

^ Особенности языковых средств публицистического стиля. Основные нормы публицистического стиля.

(6 ч)

  • истолковывает значение слова «публицистический»

  • осуществляет системное описание публицистического стиля: называет внелингвистические стилеобразующие факторы (адресант – адресат, сфера применения, функции речи и др.), знает стилевые черты, описывает стилистически маркированные языковые единицы фонетического, словообразовательного, лексического, морфологического и синтаксического уровней

  • определяет жанр публицистического текста

  • называет жанрообразующие факторы, перечисляет функции публицистических текстов и поясняет влияние их на характер жанра

  • раскрывает сущность методов познания и отображения действительности в публицистических текстах

^ Виды работ:
Слушание
слушание-понимание публицистических текстов разных жанров (объем текста – 800–900 слов; время звучания – 8–9 минут)





  • определяет стиль и жанр текста

  • называет стилевые черты текста и подтверждает свое мнение примерами из текста

  • описывает интонационное оформление текста и называет средства интонации

  • определяет стиль произношения и тип произнесения, замечает благозвучие или неблагозвучие в тексте

  • обнаруживает лексические средства создания выразительности публицистического текста
Чтение
чтение-понимание вслух текстов публицистического стиля





  • выразительно читает, передавая оттенки смысла с помощью правильного интонирования

  • выделяет характерные для публицистического стиля словообразовательные элементы и обосновывает причину их использования

  • отмечает лексические средства публицистического стиля, в том числе с эмоционально-экспрессивной окрашенностью, и устанавливает их роль в раскрытии замысла

  • называет лексические средства создания выразительности речи (эпитеты, метафоры, метонимия, перифразы), использованные автором

  • делает стилистический анализ публицистического текста по плану



^ Говорение
публичный диалог дискуссионного характера


устный отзыв о произведении искусства





Письмо
сочинение на общественные и морально-этические темы в жанре репортажа


сочинение на морально-этическую тему в жанре портретного очерка




  • понимает специфику публичного диалога и выбирает соответствующее речевое поведение

  • вступает в дискуссию и поддерживает коммуникативный контакт, проявляя уважительное отношение к личности собеседника и его
    мнению

  • подтверждает свое мнение примерами и учитывает аргументы партнера по общению

  • использует характерные для устной публицистической речи средства звуковой выразительности, словообразовательные, лексические и другие языковые средства

  • готовит и организует публичный диалог дискуссионного характера




  • владеет знаниями о предмете речи

  • создает устный отзыв о произведении искусства, придерживаясь типовой композиционной формы отзыва

  • использует характерные для публицистической речи языковые средства

  • создает варианты устных отзывов о произведении искусства в соответствии с заданной
    целью




  • выбирает стиль, тональность изложения, отбирает фактический материал соответственно коммуникативной задаче

  • использует при написании сочинения собранный разными способами материал

  • излагает содержание в композиционной форме, соответствующей жанру репортажа

  • совершенствует написанное: редактирует и делает стилистическую правку собственного
    текста

  • ориентируется в актуальной тематике, в ситуации общения

  • использует в сочинении материал, собранный разными способами

  • выстраивает текст в соответствии с композиционной формой портретного очерка

  • уместно использует языковые средства публицистического стиля

  • совершенствует написанное

Официально-деловой стиль: сфера применения, функции, стилевые черты. Подстили официально-делового стиля: законодательный, канцелярский, юридический, дипломатический. Особенности языковых средств официально-делового стиля. Основные нормы официально-делового стиля. (4 ч)


  • истолковывает значение слова «официальный»

  • осуществляет системное описание официально-делового стиля: называет внелингвистические стилеобразующие факторы (адресант – адресат, сфера применения, функции речи и др.), знает стилевые черты, описывает стилистически маркированные языковые единицы всех уровней

  • перечисляет внеязыковые стилеобразующие факторы каждого подстиля (законодательного, канцелярского, юридического, дипломатического) и соотносит жанры официально-делового стиля с подстилями

  • владеет нормами официально-фелового стиля

^ Виды работ:
Чтение
чтение-понимание текстов официально-делового стиля (Закон о языке, документы о развитии системы образования в стране)





  • определяет стилевые черты и обосновывает свое мнение, используя элементы стилистического анализа текста

  • находит в тексте характерные языковые особенности официально-делового стиля, обосновывает их семантико-стилистическую роль



Говорение
диалог (деловая беседа)


развернутое высказывание в жанре стилистического ана­лиза текста официально-де­лового стиля


выступление на собрании в официально-деловом стиле речи


Письмо
списывание с элементами редактирования и стилистической правки


творческий пересказ (трансформация в официально-деловой стиль) текстов разных стилей


отчет о проделанной работе






  • ориентируется в ситуации общения, правильно выбирает стиль и речевое поведение, отбирает необходимые для официальной беседы формулы речевого этикета

  • корректно предлагает, настаивает, используя вместо категоричных форм выражения приказа или просьбы менее категоричные

  • уместно и правильно использует языковые средства официально-делового стиля, точно и однозначно выражает свои мысли




  • создает текст в соответствии с планом стилистического анализа

  • находит в собственной и чужой речи отклонения от норм официально-делового стиля, определяет вид ошибки и устраняет ее




  • определяет условия общения и выбирает актуальную для публики информацию, подбирает соответствующее стилю языковое оформление

  • кратко и точно излагает информацию, в состав которой входят статистические данные, конкретные факты, выводы и предложения

  • находит нарушение стилевых норм, определяет вид ошибки и устраняет её

  • обнаруживает в предложении или тексте нарушение норм официально-делового стиля, определяет вид стилистической ошибки, устраняет ее, обосновывая свои действия




  • трансформирует тексты других стилей в текст официально-делового стиля с максимальным сохранением содержания




  • создает текст официально-делового стиля в жанре отчета о проделанной работе

  • совершенствует написанное, устраняя ошибки, связанные с нарушением норм стиля

Разговорный стиль: сфера применения, функции, стилевые черты. Особенности языковых средств разговорного стиля. Основные произносительные нормы. Типичные орфоэпические ошибки в речи (с учетом разных регионов Украины). (3 ч)

^ Виды работ:

Слушание

слушание-понимание текстов художественного стиля с фрагментами, отражающими особенности разговорной речи (объем текста – 1000–1100 слов; время звуча­ния – 9–10 минут)


Чтение

чтение-понимание (молча и вслух) текстов художественного стиля, содержащих фрагменты, которые соответствуют разговорному стилю


Говорение

диалог на актуальные общественные и личные темы


Письмо

списывание текста с элемен­тами редактирования


свободный диктант с элементами редактирования


  • осуществляет системное описание разговорного стиля: называет внеязыковые стилеобразующие факторы разговорного стиля, последовательно характеризует языковые особенности каждого уровня языковой подсистемы

  • перечисляет основные произносительные, словообразовательные, лексические и грамматические нормы стиля

  • замечает и исправляет орфоэпические ошибки, характерные для своего региона проживания




  • определяет типовую ситуацию, стилевые черты фрагмента текста

  • отмечает вариативность нормы разговорного стиля

  • анализирует богатство интонационного
    оформления разговорной речи

  • указывает характерные для разговорной речи языковые средства




  • находит в художественном тексте фрагменты разговорной речи, определяет их роль в раскрытии авторского замысла

  • отмечает характерные языковые особенности разговорной речи

  • понимает речь персонажей в художественном тексте как средство речевой характеристики и на этой основе делает предположение о качествах личности персонажа




  • понимает значимость положительных качеств личности для установления и поддержания коммуникативного контакта и учитывает это в общении

  • выбирает актуальную тему, находящуюся в области общих с партнером интересов

  • соблюдает правила общения и нормы разговорного литературного языка

  • находит отклонения от стилевых норм, опреде­ляет вид ошибки и устраняет ее




  • понимает содержание услышанного отрезка текста

  • улавливает на слух отклонения от норм
    разговорного литературного языка

  • передает содержание услышанного, устраняя стилистические ошибки

Стиль художественной литературы как особый функциональный стиль. Сфера применения, функции, стилевые черты. Подстили художественного стиля: поэтический, прозаический.
Особенности языковых средств.

(10 ч)

  • понимает и объясняет, почему стиль художественной литературы называют особым стилем

  • разъясняет функциональное своеобразие стиля художественной литературы

  • осуществляет системное описание художественного стиля: называет внеязыковые стилеобразующие факторы художественного стиля, последовательно характеризует особенности каждого уровня языковой системы, перечисляет основные произносительные, словообразовательные, лексические, морфологические и синтаксические нормы стиля

  • разграничивает подстили художественного стиля, поясняет существенное отличие в синтаксисе поэтической и прозаической речи

  • описывает средства создания выразительности и образной конкретизации, соотносимые с каждым уровнем языка

^ Виды работ:

Слушание

слушание-понимание художественных текстов (объем текста – 900–1000-слов; время звучания до 10 минут)




  • определяет тему, главную мысль, подтекстовую информацию

  • устанавливает стилевые черты художественных текстов и обосновывает свое мнение




Чтение

чтение-понимание (молча и вслух) текстов художественного стиля


Говорение

диалог (обмен мнениями), включающий реплики с элементами художественного описания природы, местности, обстановки, внешности и т. д.


устное сочинение-рассказ
с элементами художественного описания природы, внешности, обстановки, местности


лингвистический анализ небольшого поэтического текста


Письмо

изложение текста художественного стиля с творческим заданием



творческое изложение текста художественного стиля с продолжением (выражением своего отношения к событиям, героям, их поступкам)

  • разграничивает содержательно-фактуальную и подтекстовую информацию

  • определяет стилевые черты и качества речи, поясняет, благодаря использованию каких языковых средств и элементов содержания они сформировались

  • находит средства создания выразительности речи и аргументирует уместность их употребления

  • обосновывает подчинённость выбора языковых средств и элементов содержания раскрытию замысла

  • использует приемы толкования лексического значения и лингвистический комментарий как средства проникновения в глубинные смысловые пласты художественного текста




  • анализирует ситуацию общения, выбирает актуальную тему, целесообразно отбирает элементы содержания и языковые средства

  • использует в репликах элементы художественного описания как средство создания тона восприятия предмета речи

  • убедительно и эмоционально раскрывает основную мысль




  • создает текст в заданном жанре, используя элементы описания природы как средство
    передачи настроения персонажа, описание интерьера как средство характеристики
    (выражения вкусов и привычек), описание внешности как способ раскрытия внутреннего мира персонажа

  • употребляет в речи лексико-грамматические средства создания выразительности

  • использует разные способы развертывания содержания

  • воссоздает историю создания стихотворения

  • определяет лейтмотив произведения

  • обосновывает подчиненность отбора языковых средств всех уровней раскрытию замысла, используя при этом приемы лингвистического анализа: толкование слов, комментарий, лингвистический эксперимент

  • создает художественный текст на основе данного, дополнив его заданными фрагментами художественного стиля

  • сохраняет выразительные особенности авторского текста, раскрывая тему и главную мысль

  • совершенствует написанное

  • создает текст на основе данного, максимально сохраняя авторские языковые средства

  • выражает свое отношение к предмету речи (событиям, персонажам, их поступкам) с помощью языковых средств художественного стиля

^ Межпредметные связи: история, литература, художественная культура, география и др.

reglament-raboti-shkoli-internata.html
reglament-radiosvyazi-rr.html
reglament-sekcionnie-zasedaniya.html
reglament-sobraniya-konferencii-advokatov.html
reglament-sorevnovanij.html
reglament-soveta-selskogo-poseleniya-maginskij-selsovet-municipalnogo-rajona-karaidelskij-rajon-respubliki-bashkortostan.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razvitie-lichnosti-pedagoga-metodicheskoe-posobie-dlya-psihologov-i-pedagogov-astana-2008.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pk-nazivayut-sravnitelno-nedorogoj-universalnij-mikrokompyuter-rasschitannij-na-odnogo-polzovatelya-personalnie-kompyuteri-obichno-proektiruyutsya-na-osnove.html
  • testyi.bystrickaya.ru/4-trebovaniya-antimonopolnogo-zakonodatelstva-otkritij-konkurs-na-pravo-zaklyucheniya-dogovora-podryada-po-provedeniyu.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rol-chitatelya-filosofiya-yazika-i-kommunikacii-3.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/ministerstvo-obrazovaniya-i-nauki-rossijskoj-federacii.html
  • lesson.bystrickaya.ru/tema-parametri-obrazovatelnoj-diagnostiki-cel-rabochaya-tetrad-po-pedagogike.html
  • klass.bystrickaya.ru/b-babushkin-vasilij-petrovich-redakcionnaya-kollegiya-zavyalov-e-a.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-shestnadcataya-nasovsem-ekaterina-vilmont.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/proizvodstvenno-ekonomicheskaya-deyatelnost-predpriyatiya-ooo-kristall.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-o-poryadke-i-usloviyah-provedeniya-programmi-premirovaniya-avtorov-luchshih-kursovih-i-diplomnih-rabot-o-pensionnoj-sisteme-sredi-vuzov-uralskogo-federalnogo-okruga-obshie-polozheniya.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-16-koul-m-prizhok-roman-per-s-angl.html
  • spur.bystrickaya.ru/matematicheskoe-modelirovanie-antropogennoj-nagruzki-atmosfernogo-vozduha-promishlennih-regionov-pri-realnih-klimaticheskih-usloviyah-25.html
  • essay.bystrickaya.ru/cherti-romantizma-i-istorizma-v-romane-v-skotta-ajvengo.html
  • books.bystrickaya.ru/chast-3-stpki-za-poluchavane-na-kredit-tematichen-plan-po-zdravoslovni-i-bezopasni-usloviya-na-trud.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chast-iii-proekt-dogovora-tavricheskaya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/230108-vnimaniyu-grazhdan-i-organizacij-29-12-08-v-upravlenii-rosregistracii-menyaetsya-nomer-telefona-doveriya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/srednyaya-shkola-doklad-po-itogam-deyatelnosti-mou-sosh-1.html
  • desk.bystrickaya.ru/odin-chelovek-pogib-pri-obrushenii-krishi-ceha-na-zavode-diskus-plyus-v-novosibirske-eshe-odin-ostaetsya-pod-zavalami-mchs-informacionnoe-agentstvo-interfaks-03022011.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/povestka-meropriyatiya-i-ego-naimenovanie.html
  • report.bystrickaya.ru/knigi-monografii-konstituciya-respubliki-moldova-ot-29-iyulya-1994-g-garantiruet-kazhdomu-cheloveku-osnovnie-prava.html
  • student.bystrickaya.ru/112-sredstva-izmereniya-davleniya-i-raznosti-davlenij-kurs-lekcij-dlya-studentov-specialnosti-140104-promishlennaya.html
  • university.bystrickaya.ru/glava4-poezd-polnij-straha-garri-potter-7-1-glava-1-5.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/po-dannim-abramova-g-s-a-16-vozrastnaya-psihologiya-ucheb-posobie-dlya-stud-vuzov-4-e-izd-stereotip.html
  • control.bystrickaya.ru/dissertaciya-na-soiskanie-uchenoj-stepeni-stranica-14.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/shukshin-v-m-syuzhet-i-geroi-odnogo-iz-rasskazov-v-m-shukshina.html
  • credit.bystrickaya.ru/ponyatie-i-sushnost-mnogofunkcionalnih-turistskih-kompleksov-35-innovacionnij-potencial-ego-sushnost-i-osnovnie-sostavlyayushie-43.html
  • spur.bystrickaya.ru/konsolidirovannij-otchet-o-kassovih-postupleniyah-i-vibitiyah-kodi-stranica-7.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-oblast-tehnologiya-kabinet-robototehniki-kak-sredstvo-realizacii-avtonomnoe-uchrezhdenie-yamalo-neneckogo-avtonomnogo-okruga-okruzhnoj-tehnopark-yamal-yamalo-neneckij-avtonomnij-okrug.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/proektirovanie-tehnologicheskogo-processa-mehanicheskoj-obrabotki-detali-tipa-val.html
  • student.bystrickaya.ru/11-kritika-merkantilizma-d-yum-shpargalka-po-istorii-ekonomicheskih-uchenij-hozyajstvo-vostochnih-civilizacij-chasto.html
  • grade.bystrickaya.ru/morfologiya-nauchnogo-stilya-varianti-grammaticheskoj-koordinacii-form-podlezhashego-i-skazuemogo-formi-chisla-skazuemogo.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-vtoraya-psihologiya-vnimaniyapod-redakciej-yu-b-gippenrejter-sh-v-ya-romanova-m.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-po-kursu-discipline-mirovaya-ekonomika-i-meo-ochnaya-forma-obucheniya-dlya-specialnosti-061500.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-teoreticheskaya-mehanika.html
  • universitet.bystrickaya.ru/studencheskaya-vesna-2012.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.