С. П. Сущенко декабря 2010 г
.RU

С. П. Сущенко декабря 2010 г


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Томский государственный университет


УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета информатики

С.П. Сущенко

« » декабря 2010 г.


ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТЕЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Направление 230700 Прикладная информатика


Квалификация выпускника – БАКАЛАВР


Форма обучения


Очная


Томск-2010
1. Цель курса – ознакомление студентов с классическими математическими моделями экономически систем.
^ Задача учебного курса – освоение теории моделирования и приобретение практических навыков математического исследования экономически систем.

2. Место дисциплины в структуре бакалаврской программы

Изучаемый курс является завершающим в наборе экономических дисциплин, представленных в учебном плане бакалавров по направлению «Прикладная информатика». Расширяет и закрепляет аналитические знания и навыки экономических расчетов, приобретенные в других курсах, дополняя их методами математического исследования, планирования и управления экономических систем.

^ 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

Курс «ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТЕЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» способствует выработке у бакалавров следующих профессиональных и общекультурных компетенций:

- Способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности, полученные экономические знания и умения.

- Способность аналитического мышления.

- Способность практического применения современных методов планирования и анализа деятельности экономических объектов.

- Способность использовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень.

^ Требования к уровню освоения дисциплины. В результате освоения дисциплины обучающийся долже��: научиться вести необходимые расчеты по анализу и синтезу экономических процессов с помощью математических моделей, давать экономическую интерпретацию полученных результатов.


4.Структура и содержание дисциплины ^ «ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТЕЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единицы 180/72 час.




№№

п/п




Наименование тем




Всего,

час.



Аудиторные занятия, час.,

в том числе


Самостоятельная

работа и виды

контроля


лекции

практика

лаб. работы

1

Теоретические основы ЭММ

16

2

2




12, реферат

2

Моделирование хозяйственной деятельности экономических систем

34

8

6




20, контрольная работа

3

Математические расчеты финансовых операций

26

4

4




18, контрольная работа

4

Модели производственного

и рыночного равновесия экономических систем

50

8

6

8

28, лабораторн.

работа №1

5

Балансовые модели экономики

54

10

6

8

30, лабораторн.

работа №2

Итого

.

180

32

24

16

108

Семинарские занятия




п/п


Наименование тем и практических занятий Всего, час.





Всего

часов

1

Теоретические основы ЭММ 2




2

Моделирование внутрихозяйственной деятельности системы 6

22




2.1. Модели оптимизации производственной программы 2







2.2. Модели оптимизации технологических процессов 2







2.3 Модификации транспортной модели 2




3

Математические расчеты финансовых операций 4

18




3.1. Параметры финансовых операций 2







3.2. Методы оценки финансовых операций 2




4

Модели производственного и рыночного равновесия 6

42




4.1. Производственная функция и ее дифференц. характеристики 2







4.2. Функции полезности и спроса. Исследование динамики спроса.. 2




5

Балансовые модели 6

42




5.1. Статический продуктовый МОБ и его модификации 4







5.2. Анализ динамики производства и затрат в МОБ 2







ИТОГО 24

144


Лабораторная работа №1. Цель работы – Построение модели спроса на товар, исследование спроса и его динамики с помощью дифференциальных характеристик, нахождение условия равновесия рынка.

Лабораторная работа №2. Цель работы – Построение планового продуктового МОБ и его модификаций, анализ динамики производства и затрат в МОБ.

^ 5. Образовательные технологии.

В учебном процессе используются активные и интерактивные технологии: лекции, семинары, консультации. С целью повышения мотивированной активности предусмотрена такая форма как самостоятельная работа с изложением изученного материала в виде докладов и рефератов. При освоении курса предусмотрено использование не только печатных изданий, но и Интернет ресурсов, а так же научных и учебных материалов в электронной форме.


^ Содержание разделов дисциплин��


ТЕМА 1. Теоретические основы экономико-математического моделирования (ЭММ). История развития математического моделирования экономики. Экономика как сложная кибернетическая система. Свойства экономических систем, виды взаимосвязей. Особенности математического моделирования экономики. Материальный аспект экономики как объекта моделирования. Задача математического программирования и обобщенная задача оптимизации затрат и результатов Л. Канторовича. Экономический интерес и его виды. Понятие глобальных и локальных критериев оптимальности. Прикладные глобальные критерии оптимальности, принципы сравнения критериев оптимальности. Соизмерение затрат и результатов в оптимальном планировании. Дифференциальные затраты и предельные оценки оптимального плана. Свойства предельных оценок и их практическое значение. Оптимальные цены и предельные затраты.

^ ТЕМА 2. Моделирование внутрихозяйственной деятельности системы.

Построение оптимальной производственной программы, построенной при взаимозаменяемых и невзаимозаменяемых ресурсах. Особенности построения моделей для локальных критериев на min затрат и max результата. Модели оптимизации технологических процессов - задача раскроя мерных материалов и задача на смеси (задача о диете). Экономико-математический анализ оптимального решения.

^ ТЕМА 3. Математические расчеты финансовых операций. Финансовый рынок, его товар и параметры финансовых сделок. Время как фактор в финансовых и коммерческих операциях. Простые проценты, дисконтирование и учет по простым ставкам. Сложные проценты, дисконтирование и учет по сложным ставкам. Анализ операций со сложной учетной ставкой. Непрерывное наращивание и дисконтирование (непрерывные проценты). Определение номинальной и эффективной учетной ставки. Учет инфляции и налогов при финансовых операциях. Изменение условий контрактов.

ТЕМА 4. Модели производственного и рыночного равновесия экономических систем. Понятие производственной функции (ПФ), ее особенности, свойства, и виды. Отражение НТП, интенсивных и экстенсивных факторов экономического роста. Изокванты. ПФ с взаимозаменяемыми ресурсами. Средняя и предельная эффективность использования ресурсов. Эластичность производства и взаимозаменяемость ресурсов. Предельная норма замены и эластичность замены ресурсов. Изучение динамики развития экономической системы на основе ПФ. Применение ПФ для внутрифирменного анализа связи затрат и результатов производственного процесса. Прогнозирование на основе ПФ.

Функция полезности, ее виды с взаимозаменяемыми и взаимодополняемыми товарами. Рынок и закон убывающей предельной полезности товара. Кривая безразличия и гиперповерхность, их практическое применение. Доход потребителя и оптимальная точка удовлетворения потребностей. Правило Слуцкого-Хикса. Функции спроса и предложения товара на рынке, их виды и правила построения. Эластичность спроса по доходу и цене товара. Исследование динамики спроса и предложения товара на рынке. Рыночная цена товара.

^ ТЕМА 5. Балансовые модели экономики. Процесс воспроизводства и его отражение в балансовой модели открытого и закрытого типов. Особенности балансовых моделей для микро и макроэкономических систем. Статический межотраслевой баланс (МОБ) производства и распределения продукции в натуральном и стоимостном выражении, система показателей. Понятие коэффициентов прямых и полных материальных затрат, косвенные затраты. Свойства матриц коэффициентов прямых и полных материальных затрат. Существование решения в балансовой модели (экономическая интерпретация).

МОБ в расчетах затрат основных фондов и живого труда на сбалансированные уровни производства продукции. Модель межотраслевых зависимостей цен и ее модификации. Анализ соотношения и динамики валового и конечного общественного продукта. Анализ структуры и динамики полных трудовых затрат. Модели динамического МОБ


^ 6. Учебно-методическое обеспечение курса


Темы докладов

  1. Математические основы моделирования экономики.

  2. История развития математического исследования экономики.

  3. Финансовая математика и опыт ее применения в РФ.


Форма итогового контроля Экзамен


^ 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

7.1 Основная литература


1. Шапиро Л.Д. Экономико-математическое моделирование. Конспект лекций по курсу. – Томск: Изд-во НТЛ, 2007.

2. Шапиро Л.Д., Виноградов Г.В., Лотош Я.М. Экономико-математическое моделирование. – Томск: Изд.-во ТГУ, 1987.

3. Шапиро Л.Д. Сборник задач по курсу «Экономико-математическое моделирование»: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Томск, ТГУ, 2008.

4. Методическое пособие по разработке межотраслевого баланса экономических систем. – Томск: ТГУ, 2004, (электронная версия).

5. Шапиро Л.Д. Методическое пособие по экономико-статистическому моделированию промышленного производства. – Томск: ТГУ, 2005, (электронная версия).


^ 7.2 Дополнительная литература

1. Экономико-математические методы и прикладные модели / Ред. Федосеев В.В. – М.: ЮНИТИ, 2002.

2. Рогов М.А. Риск-менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2001.

. Математические методы планирования отраслей и предприятий /Ред. Попов И.Г. – М.: Экономика, 1981.

3. Гранберг А.Г. Динамические модели народного хозяйства. – М.: Экономика, 1985.

4. Гранберг А.Г. Математические модели социалистической экономики. – М.: Экономика,

1978.


^ 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

При освоении дисциплины используются компьютерные классы Финф ТГУ с доступом к ресурсам Научной библиотеки ТГУ, в том числе отечественным и зарубежным периодическим изданиям и Интернета; пакет прикладных программ для компьютерных вычислений Microsoft Excel, MathCAD.


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки «Прикладная информатика».


Автор: Шапиро Людмила Дмитриевна – кандидат экономических наук, доцент кафедры прикладной информатики ТГУ


Рецензент: Ерохина Елена Анатольевна – доктор экономических наук, профессор кафедры прикладной информатики ТГУ


Программа одобрена на заседании кафедры прикладной информатики ТГУ

от 01 декабря 2010 года, протокол № _50.


rol-roditelej-v-razvitii-rebenka.html
rol-rossii-v-mirovoj-ekonomike.html
rol-rukovoditelya-v-sisteme-upravleniya-organizaciej.html
rol-samostoyatelnoj-raboti-v-obuchenii-matematike-studentov-ekonomicheskogo-napravleniya-v-svete-modernizacii.html
rol-semi-v-formirovanii-matematicheskih-predstavlenij-detej-doshkolnogo-vozrasta-s-obshim-nedorazvitiem-rechi.html
rol-sestrinskoj-pedagogiki-v-povishenii-effektivnosti-profilaktiki-arterialnoj-gipertenzii.html
  • school.bystrickaya.ru/germaniya-otkrila-chm-istoricheskoj-pobedoj-nad-rossiej-podgotovlen-po-rezultatam-ezhednevnogo-monitoringa-i-vklyuchaet.html
  • essay.bystrickaya.ru/edinij-socialnij-nalog-i-pensionnie-vznosi.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/globalizaciya-kak-prichina-izmeneniya-trudovih-otnoshenij-professiya-psihologa-v-usloviyah-globalizacii.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-i-analiz-teoreticheskih-aspektov-psihodiagnostiki-lyudej-pozhilogo-vozrasta.html
  • control.bystrickaya.ru/bs-ii6-sotrudnichestvo-s-drugimi-organizaciyami-konvenciyami-i-iniciativami.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodika-fiziki-elektricheskij-tok-fizicheskij-eksperiment-posobie-shkolnij-fizicheskij-eksperiment.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/speckurs-gotovnost-detej-k-obucheniyu-v-shkole.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-nalogi-i-nalogooblozhenie.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-ii-ogranicheniya-svobodi-virazhenij-mnenij-v-media-zakonodatelstve-kazahstana-vstupayushie-v-protivorechie-so-statej-19-mpgpp.html
  • literature.bystrickaya.ru/direktor-gimnazii-voprosi-razvitiya-i-upravleniya-gimnaziej-vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-strategiya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/45neformalnaya-model-vozmozhnih-narushitelej-koncepciya-obespecheniya-bezopasnosti-informacii-v-avtomatizirovannoj.html
  • grade.bystrickaya.ru/net-opravdaniya-vedomosti-gazeta-moskva-anastasiya-kornya07-02-2011-8.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/zashita-prav-grazhdan-potrebitelej-v-torgovom-obsluzhivanii.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vistupayushij-materiali-na-konkurs-pedsovet-55-tema-pedsoveta-modelirovanie-obrazovatelnoj-sistemi-mkou-sedelnikovskaya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/komnata-vikupa.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-himiya-dlya-lyuboznatelnih-ili-o-chem-ne-uznaesh-na-uroke.html
  • desk.bystrickaya.ru/oranzhevij-shar-menshe-arbuza.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-5-poryadok-provedeniya-trenazhernoj-podgotovki-proverki-teoreticheskih-znanij-i-prakticheskih-navikov-raboti-personala-ovd.html
  • bukva.bystrickaya.ru/priemnaya-antenna-pribora-gidroakusticheskoj-svyazi.html
  • school.bystrickaya.ru/domostroj-protopopa-silvestra-kak-pamyatnik-otechestvennoj-kulturi-xvi-veka.html
  • shkola.bystrickaya.ru/peterburgskie-povesti-gogolya-novij-vzglyad-na-gorod.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-ot-200-g-rabochaya-programma-pedagoga-po-kursu-russkij-yazik-dlya-uchashihsya-6-klassov-na-2009-2010-uchebnij-god-adaptirovannaya-na-osnovanii.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-sh-istoriya-russkoj-dorevolyucionnoj-advokaturi-bojkov-a-d-kapinus-n-i-advokatura-rossii-uchebnoe-posobie.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-dvadcat-tretya-arimana-pervaya-zlat.html
  • abstract.bystrickaya.ru/144-razrabotka-rabochej-dokumentacii-elektronnij-konspekt-lekcij-po-discipline-raschet-i-proektirovanie-elektronno-opticheskoj.html
  • universitet.bystrickaya.ru/test-po-teme-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-filosofiya-dlya-studentov-kvalifikaciya-yurist.html
  • testyi.bystrickaya.ru/akt-gotovnosti-sbornih-zhelezobetonnih-fundamentov-instrukciya-po-oformleniyu-priemo-sdatochnoj-dokumentacii-po-elektromontazhnim.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vivod-po-3-razdelu-otchet-po-samoobsledovaniyu-inzhenernogo-fakulteta-po-specialnosti.html
  • tasks.bystrickaya.ru/231dialogosnova-i-specifika-duhovno-innovacionnogo-soznaniya-zakon-obmena-universalnosti-na-effektivnost-soznaniya.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-municipalnogo-byudzhetnogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-detskogo-sada-3-kombinirovannogo-vida-ladushki-2013-2014-uchebnij-god.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/variant-11-t-u-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-ochno-zaochnoj-formi-obucheniya-tehnologiya-obucheniya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/istochniki-i-vidi-snabzheniya-konspekt-lekcij-dlya-studentov-specialnosti-271200-tehnologiya-produktov-obshestvennogo.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-po-vedomstvennoj-nauchnoj-programme-razvitie-nauchnogo-potenciala-visshej-shkoli-m-2005-stranica-18.html
  • lecture.bystrickaya.ru/54-osnovnie-paketi-prikladnih-programm-ppp-tehnologicheskoj-podsistemi-sapr-cement.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-provedeniya-gimnaziya-8-ul-parkovaya-d-19-vremya-provedeniya-mesto-provedeniya-meropriyatie.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.