.RU

Seminar 1 23092010 Вводная лекция «О методологическом семинаре» Березкин Ю. М. (далее юб) - страница 2



А если про мышление забыть, то это означает, что, в общем, и в деятельностном плане тоже ничего не выйдет. Поскольку сначала в мышлении что-то строится, а потом люди делают. Все, что у нас в мире построено, все построено за счет мышления и за счет деятельности. Все мышление строится в распредмеченных формах и схемах.

Наука схемами не занимается, сразу скажу. Философия схемы иногда выделяет, но в неявном виде. У философии нет этого инструментализма, и поэтому там схемы очень часто запрятаны внутрь философского рассуждения. При определенной тренировке их можно выделять, вытаскивать, смотреть – пригодно, не пригодно. Но это очень важная сторона дела. Очень часто схемы путают с разного рода рисунками на доске. Нарисовал два кубика, соединил стрелкой, говорят – «схема». Это может быть схемой, а может и не быть схемой. С этим нужно тоже достаточно долго и систематично разбираться, и без этого тоже опять же переходить там к каким-то тренингам и так далее, тоже вещь достаточно бессмысленная.

Следующее, что здесь написано: проблематизация. Это еще более сложная вещь, хотя и реже используемая. Вот так случилось, так история вильнула, что у нас слово «проблема» стало таким, проходным. Включаешь телевизор, и в редких случаях ты через 5 минут не услышишь слова «проблема». По любому поводу. Значит, деньги кончились – проблема. Муж напился – проблема у жены. И так далее, по любому поводу. Я уж не говорю о том, что там показывают какого-нибудь гаишника, он говорит: «О, у нас проблемы…» И дальше, значит, начинают. Или, наоборот, кто-то въехал в кого-то – проблема. Себе создал проблему, и другим создал проблемы.

В методологическом плане проблема – вещь достаточно отработанная. И проблемы – это не цветы и не картошка, которая растет в огороде. Проблематизация, то есть постановка проблем – это достаточно тяжелая и сложная работа, требующая достаточно большой квалификации. И выделить проблему – это почти что ее решить. Большинство проблем, которые столетиями, тысячелетиями не решаются, только потому, что они неправильно поставлены, чаще всего.

Кто был на недавней лекции Петра Георгиевича Щедровицкого 8 сентября в кинотеатре «Художественный»? Много людей было? Поднимите руки, кто был. Половина примерно. Не знаю, как вы к этой лекции отнеслись, а с моей точки зрения, он делал одну единственную вещь: он пытался проблематизировать аудиторию. То есть он рассказывал, казалось бы, про обычные вещи, обыденные, но рассказал их таким образом, что показал, что они вообще-то нерешабельны. Ну, просто нерешабельны, и все. Проблема – это когда не знаешь, чего делать. Нужно, а не знаешь, как: нет ни средств, ни методов, вообще, ничего нет. Когда полный тупик, тогда проблема. А все остальное – есть в русском и в других языках масса других слов, которыми можно обозначать все остальное, что не является проблемами: это и трудности и так далее. Сами можете напридумывать, сколько угодно.

Но проблема специально ставится, есть соответствующие техники проблематизации. Если проблема не выделена, то решить ее нельзя. Можно сколько угодно суетиться Форумы всякие собирать и прочие другие мероприятия, но если проблема не поставлена, она не будет решена. Это можно заранее сказать. Некоторые проблемы решаются столетиями. Есть вечные проблемы. Все человечество движется, движется, движется, а она, гадина такая, не решается и все, хоть застрелись. Об этом тоже я попытаюсь сначала что-то в лекционном режиме рассказать, а потом мы попытаемся в практическом, тренинговом режиме поупражняться.

Я не знаю, как это у нас будет получаться, в частности, у меня. Но когда мы до этого дела дойдем, я должен сделать нечто такое, чтобы вас поставить вообще в полный тупик, а потом, соответственно, за счет рефлексии это дело вытащить, отрефлектировать и посмотреть, в чем же, собственно говоря, здесь проблема стоит. И здесь тоже есть, о чем говорить, и есть, чем заниматься.

Тот, кто обучается проблематизации, он становится чрезвычайно вредным человеком. Он на любой конференции, на любом мероприятии всех ставит в тупик не за счет того, что начинает кричать, руками размахивать или на личности переходить, а за счет таких мягких вопросов. И на самом деле, наше общество переносит это чрезвычайно плохо. Людей, которые злоупотребляют проблематизацией, чаще всего, либо изгоняют, откуда только можно изгнать, либо просто уничтожают разными способами. Георгий Петрович на этот счет использовал такие достаточно красноречивые метафоры: уничтожают как шестиногих воробьев, которые на самом деле никому не нужны. Вам нужны шестиногие воробьи? Неизвестно, что с ними делать. Есть такие среди нас, не среди этой аудитории, а вообще, в человечестве: такие зловредные задавальщики вопросов.

Но если какие-то стороны нашей жизни не проблематизировать, и в результате этого процесса не будут поставлены те или иные проблемы, то можно забыть об их решении. Все наши реформы, которые то ли идут, то ли не идут, то ли вообще не начинались, то ли уже давно кончились, никто про это не знает, по одной простой причине: соответствующей проблематизации того строя, в котором мы жили до того, не было. Но действовать начали: начали дрыгаться, начали что-то ломать, что-то пытаться переделывать. Проблемы не поставлены, и все коту под хвост. Все, за что ни возьмутся реформаторы, все рушится. За что возьмутся, то и уничтожается. Берутся за жилищно-коммунальные реформы, все, полный завал в этой области. Берутся за реформу образования сейчас очень активно, считайте, что с образованием будет покончено через 10 лет в нашей стране. И все по одной простой причине: проблемы не выделяются, проблемы не ставятся. И, соответственно, если не поставлена проблема, способов решения найти нельзя.

Методология – это такая интеллектуальная область, в которой проблематизация является таким ядерным процессом, если хотите. Кто не знает, методология сначала развивалась в семинарском режиме довольно долго, на протяжении нескольких десятилетий, а потом, начиная с 1979 года, началась так называемая практика методологов. Георгий Петрович придумал особый тип игр, который получил название «организационно-деятельностная игра». Начиная с 1979 года и вплоть до 1992-1993 годов эти игры шли по всей стране чрезвычайно интенсивно. Здесь, в Иркутске, очень много игр было проведено. И в ядре каждой игры была так называемая проблематизация той темы, по которой ставилась игра. В результате этой проблематизации методологи решали свои проблемы. То есть они формировали тот или иной инструментарий, который позволяет ту или иную проблему решать в принципе. А вся остальная толпа, которая была на этих играх, она делилась на две части, примерно пополам, чуть больше, чуть меньше, но чаще всего это так, фифти-фифти. Одна уходила, ругаясь матерно и плюясь, что голову задурили, теперь вообще неизвестно, что делать. А вторая, наоборот, становилась фанатично преданной этому делу, вплоть до крайне обостренных форм преданности, связанных с клиникой. Возникали не просто люди, которые вдруг находили для себя поле деятельности, интерес и так далее. А появлялись такие «методологические фашисты», в прямом смысле слова. Куда бы они ни приходили, они требовали, чтобы везде строились методологические схемы, везде на методологических досках мышление шло. Кто этому не подчиняется, отстреливать. Тяжелый случай, да?

Иногда клиника была в прямом смысле слова, то есть увозили в психушку, в прямом смысле слова. Когда этот человеческий материал, который здесь, в черепушках, просто не выдерживал подобных вещей. Но, правда, это было нечасто, и когда это первый раз случилось, после уже старались всякие презервации, предохранения использовать для того, чтобы подобные вещи не происходили.

Но, в общем, это вещь такая, серьезная, и с проблемами вообще-то шутки плохи. Мы все их походя «решаем», как я вначале сказал, тысячами, эти проблемы. На самом деле, если человеку однажды удастся пройти через одну проблематизацию в жизни, такую именно жизненную, то есть связанную с экзистенцией человека, этого уже так, по гроб жизни хватит. Я просто по себе знаю, больше уже не надо.

Это – проблематизация. Но без проблематизации ничего нового не получается. Люди могут только повторять старое. Весь восточный мир счастлив тем, что он старается обходиться без проблематизации. Какие бы там катаклизмы ни происходили в Китае, в Японии или еще где-то, то ли там императорская власть, то ли коммунистическая, то ли фашистская, как в Японии было, то ли еще какая-то, абсолютно без разницы. Весь настрой жизни построен таким образом, чтобы никаких проблематизаций это не затрагивало экзистенциальных для людей. И они при всех режимах живут одинаково. Были мандарины – китайцы жили так же. Как при коммунистах, как сейчас при капиталистах – все одно и то же. Только чуть богаче, чуть беднее, а способ жизни один и тот же. А вот европейская цивилизация… Не знаю, господь бог это предопределил или так случилось исторически, это другой вопрос, это не предмет нашего семинара… Но европейская цивилизация стала двигаться в направлении развития. Всякое развитие предполагает проблематизацию предыдущего этапа развития и уход от него, уход на какой-то другой уровень. Это в обязательном порядке. И европейская цивилизация, и мы, поскольку мы в значительной мере европейцы, хотя не полностью, я имею в виду тех людей, которые живут на этой шестой части земного шара… Мы в значительной мере европейцы, и мы постоянно попадаем под этот каток развития. Мы сейчас переживаем очередной. Там где-то что-то делается в другом месте, там делается осмысленно, а к нам это рикошетом прилетает, и это достаточно бывает больно. Бывают целые потерянные поколения в результате.


Из зала – А китайская цивилизация, по-вашему, не развивается?


ЮБ – Нет, нет. Они не развиваются, им это не нужно. Но вы с этим не согласны?


Из зала – Я по-другому думаю…


ЮБ – Нет, ну… Если у вас есть на этот счет другие суждения, мы с удовольствием обсудим. Я выскажу свою точку зрения, почему я так считаю, а вы, пожалуйста, свою. Понимаете, эти внешние атрибуты, когда ходили в балахоне, а потом стали носить галстуки – это не есть развитие. Это внешние такие вещи, такие «ниппели» для переходников, поскольку с европейцами общаются, японец одевает галстук, по-другому неприлично пойти. Но это не имеет отношения к развитию. А развитие – это когда жили одним способом, а потом раз, и просто совсем другим стали, совсем по-другому. Так, как жили, например, европейцы в Древней Греции, и так, как живет современная Греция – это небо и земля. А так, как жили мандарины, и так, как живут сейчас нынешние китайцы – это одно и то же. Это специальный вопрос, мы дойдем до этого. Можно будет это дело обсудить, просто сейчас не хочется в эту «норочку» залазить, и там что-то обсуждать. Но так случилось, я опять же не знаю, кто этот наш человеческий мир сделал. Одно только, на мой взгляд, несомненно, что это никакая не эволюция, когда там материя болталась, болталась, и вдруг она так выболталась во все это дело. А кто? – это человеку неведомо. Потому что одни думают, что это Бог, другие могут предполагать, что это над нами какие-то эксперименты более развитые миры делают. Это неизвестно. Но факт есть факт. Мир у нас очень неоднороден, культуры очень разные, и они несовместимые, просто – несовместимые. Особенно в последнее время это стало совершенно очевидно. Да, это специальный вопрос, об этом мы еще будем говорить.

Это, что касается проблематизации. То есть, поскольку мы принадлежим к развивающейся цивилизации, и, кстати, обратите внимание, если вас поставить в такие условия (конкретно вас): сказать, что всё! Дальше развитие вам будет закрыто, и даже не пытайтесь! Вы, на самом деле, взбунтуетесь. Вы уже не можете без этого. В отличие от китайца: он будет счастлив. А когда его вот так заставляют иногда дергаться, ему это тяжело, на самом деле.

В общем, методология – это инструментарий для развития: развития человека, развития общества, развития культуры, развития деятельности. Если развитие не предполагается, методологический инструментарий не нужен, он вреден. Я думаю, что китайцам он вреден. Хотя надо побывать в шкуре китайца, чтобы более или менее определенно говорить. Но чтобы побывать в шкуре китайца, это не так вот… Здесь сидит Евгений, у него брат живет в Шанхае уже много лет. Я не это имею в виду под словами «побывать в шкуре китайца». Побывать в шкуре китайца – это значит, если очень грубо говорить, представьте себе, что у вас кожа станет желтой, а глаза раскосые. Вы в один прекрасный момент проснетесь, посмотрите в зеркало, и как утверждают некоторые методологи, со знанием дела, между прочим, утверждают, и те же самые китаеведы, типа Малявина, который периодически то в «Вышке» преподает, то работает на Тайване в каком-то институте. Они утверждают такую вещь, что если такое с человеком случится, у него все меняется. Сначала ужас, а потом вообще все на свете. Такие случаи были. Только тогда начинаешь понимать, что такое китаец. А так все остальное, дилетантские разговоры европейцев про Китай – это, в общем, не всегда правильно.


Из зала – А китайцы-то понимают это?


ЮБ – У меня один китаец (если чуть-чуть отвлечься) в прошлом году был в магистрантской группе, где я читал обычный курс финансового менеджмента. Вы бы видели его глаза, бедный китаец. Между прочим, хорошо говорит по-русски. Закончил перед этим классический университет, ИГУ. Когда с ним общаешься, он… Кстати, когда вы сюда, на семинар шли, он в коридоре сидел, такой черненький, с большой головой, около нашей кафедры, у него там долги остались. …Так вот, у него в глазах всё время стоял ужас от этих идеализаций. У китайцев нет идеальных конструкций. У китайцев нет понятия числа, например. Там многого чего нет, что есть у европейцев. Они живут по-другому. Поэтому китайца сюда, на семинар, приглашать, разве что, только для того, чтобы его с ума свести. Но я думаю, что это не является целью семинара. В целях это не было прописано. Это им точно не по нутру. Они сильны в другом.

И, кстати, методология сейчас очень интенсивно учится в этом отношении у китайцев. Методологи специально читают китайские трактаты и осваивают техники, которые китайцам были еще 500 лет назад освоены в совершенстве. Это так называемые «стратагемы». Стратагемы очень сильно похожи на методологические схемы, но европейцы зашли на это дело совсем с другой стороны.

Еще 2000 лет назад это все началось в Китае, а 500 лет назад, как говорят специалисты, это было у них очень здорово отработано. И они на самом деле этим хорошо владеют. Они, например, видят движение – чего наши люди не видят. Наши люди видят предмет, они видят движение. Все эти ушу и все прочее единоборства – это про движение. То, что у нас с вами не будет получаться, это я могу заведомо сказать, с самого начала не будет получаться, не знаю, как потом, чтобы вы в рефлексии видели движение своей мысли и движение своих действий. На самом деле наши люди этого не видят, наши люди не приучены к этому. Но если мы или вы, или мы вместе не освоим эти техники, в которых китайцы очень сильны, видение этой процессуальности и движения, то нам тоже здесь, я думаю, мало что удастся.

Дальше категориальный анализ (см. слайд 6). Это тоже достаточно серьезная вещь. Если вы возьмете любые научные книжки или диссертации, которые пишут наши уважаемые аспиранты, там слово «категория» опять же, особенно в первой части, если не сказать, что через слово используется, то, во всяком случае, на странице по разу – это точно. Абсолютно бессмысленно, абсолютно не по делу. Например, говорят: финансы – это категория, и все, как будто это все понятно дальше. Или что-нибудь такое. Экономика, деньги – это категории… Пятое, десятое.

На самом деле для того, чтобы хотя бы приблизиться, я уж не говорю об освоении мыслительных техник, хотя бы приблизиться к этому делу, нужно сначала понять, что категория – это вовсе не понятие, это не термин, это не определение. Это совершенно специфическая предельная форма мышления. То есть когда говорят: финансы – это категория, это все равно говорить, что телефон – это вот этот предмет. Категория не указывает на предмет, категория настраивает мысль определенным образом. Это способ движения мысли. И категориальный анализ здесь, в методологических техниках, занимает очень существенную роль. В частности, когда речь заходит о схематизации, о построении схем, и о проблематизации, и о других вещах, но в схематизации это чаще всего проявляется… Для того, чтобы уйти от так называемой «наскальной живописи», обыкновенного рисования каракулей на доске (это каждый может делать), чтобы эти каракули превращались в схемы, в основе должна быть категориальная схематизация. А для этого нужно понимать, что такое категория, как она устроена, что она может, чего она не может, для чего она предназначена и так далее.

Я тоже намереваюсь какое-то определенное время, сначала в лекционном режиме, попытаться пояснить эти отличия категорий на разных примерах, чтобы вы это почувствовали. А потом, соответственно, категориальный анализ – это специальная техника категоригоризации мысли. У нас даже в обыденном русском языке говорят: «Ну, ты, мол, слишком категорически мыслишь». Или: «слишком категоричное высказывание делаешь». Но мысль может быть некатегоричной. Она движется по реперам категорий. Если это не понимать, если это не чувствовать кончиками пальцев… Я специально говорю «кончиками пальцев», поскольку дальше вы это дело хорошо почувствуете, и я буду на этом деле всячески настаивать, показывать. Человек мыслит кончиками пальцев, а не вот этим местом (показывает на голову). Если это не чувствовать этим делом, то этого и не будет.

И, наконец, системная организация. Опять же здесь вам может показаться, что чего здесь такого нового? У нас слово «система» употребляется как дежурный термин, по поводу и без повода. У нас экономическая система, у нас транспортная система, у нас и финансовая система сейчас разваливается во всем мире, у нас еще куча всяких систем: вон техническая система, и вот это технические системы. Значит, вообще сплошь одни системы.

На самом деле это тоже такое идеологическое приговаривание, которое имеет мало смысла, а чаще всего, особенно в наших диссертациях, которые мне приходится иногда десятками в год выслушивать на этих диссертационных советах, везде, во всех – одни системы. Я поначалу задавал вопросы, а теперь уже просто остерегаюсь. Потому что спросишь чего-нибудь мягко, мягко-мягко, но человек готов в обморок упасть под трибуну. Потому что ответов нет. Слово употребляет, а ни сути, ни смысла за этим не держит.

Но дело в том, что мышление системным быть не может, культура не может быть системной, а вот деятельность устроена системным образом. Когда она устроена несистемным образом, тогда получаются всякие безобразия. Бардак. Когда большую часть рабочего времени наши бизнесмены, как некоторые говорят, выясняют с использованием ненормативной лексики, кто главнее, это к деятельности не имеет отношения, это – судороги социальные.

А в тех странах, где деятельность существует, и реально существует, она всегда устроена системным образом, системно организована. Это специально нужно обсуждать, как это делается. Чаще всего в наших учебниках пишут неправильно, просто, совсем неправильно. Неизвестно, откуда это взялось – то, что пишется в наших учебниках,– но с точки зрения методологии это полная бессмыслица и бред.

Системная организация, она хоть и не может претендовать на все на свете, но вещь достаточно важная. И если заниматься средствами мышления и деятельности, то без этого пункта тоже обойтись вряд ли придется. Мы это тоже сначала в лекционном режиме обсудим, а потом попробуем потренироваться на тренингах. Вот, собственно говоря, то, что предполагается делать на лекциях. Может быть, здесь какие-то вопросы есть?


Из зала – А что делать нам, слушателям?


ЮБ – Слушателям, когда я буду читать лекции, как и в любой лекции, вам нужно слушать, пытаться понимать, задавать вопросы. Точнее, пытаться непонимать. Если вы будете думать, что вы все уже понимаете, то все бесполезно. Нужно пытаться не понимать, и в пунктах непонимания задавать вопросы. А тогда, когда дело дойдет до практических занятий, где, как я уже сказал, я все-таки надеюсь реализовать эту голубую мечту, сделать систему тренингов, вам надо будет сначала решать практические задачки, сначала простенькие, потом посложнее, потом еще посложнее, потом тренинги на взаимодействие какое-то. Вот так постепенно и будем двигаться. А вы что имели в виду? Что-то другое? Я, вроде, про это и говорил.


Из зала – Я имел в виду, нужно ли нам руководствоваться техникой, там, понимания или рефлексии?


ЮБ – Нет, я только ради этого и собираюсь все устраивать. Если бы сейчас вот так прошло сразу пять лет, и вы бы оспособились этими вещами, я был бы счастлив. Насколько это удастся, вас оспособить этими… «Оспособить» – это значит, чтобы ваши способности стали соответствовать этому инструментарию, и вы были способны в этих способах работать. Если мне это не удастся, в очередной раз я себе напишу «фэ», и года через три чего-нибудь другое придумаю.


Из зала – А как, допустим, проверить то, что я понял это, либо это мое понимание какое-то другое…


ЮБ – Нет, Тимур, если понял, значит, сможешь делать. Если не понял, ничего не будет получаться.


Из зала – А когда я буду делать, если на лекции…?


ЮБ – Не, на лекциях, я же сказал, лекционный режим, он вспомогательный, он будет очень кратковременный, чисто ознакомительный. А дальше мы придумаем серию задачек и таких тренировочных упражнений, на рефлексию, например. Вам будут заданы некоторые вопросы или поставлена какая-то задачка, а вы должны продемонстрировать, вы, вообще, видите этот рефлексивный выход и все остальное или не видите. И будет сразу видно. А мы поверх того, что вы будете делать, будем тоже рефлектировать, уже над вами и вашими действиями. И, соответственно, обсуждать, что у вас получается, чего у вас не получается. Так, глядишь, общими усилиями мы куда-нибудь продвинемся.


Из зала – Получается, что инструментарий мы будем применять только на практических занятиях?


ЮБ – А другого способа нет.


Из зала – Потому что лекция – это только слушать и задавать вопросы...


ЮБ – Я не предполагаю у вас экзамен принимать, мне это не интересно. Я хочу, чтобы вы стали практически сильнее. Если вам это удастся хоть немножко, например, подвинуться в рефлексии, в понимании, в распредмечивании, в схематизации, даже хотя бы чуть-чуть, уверяю вас, ваши товарищи будут вас считать суперумным. Если не удастся, значит, не удастся. Не дай бог, конечно, с ума сойдете. Тогда будет все наоборот. Но я надеюсь, что до этого не дойдет.

Еще какие есть вопросы?... Тогда дальше.

Что будет на практических занятиях? Я уже кое-что сказал здесь. Сейчас немножко в более, может быть, быстром темпе еще раз пройдусь. Здесь (см. слайд 8) тоже 5 позиций.

Первое: это будут задачки на отработку рефлексии. Как я уже сказал, рефлексия – это такая, если хотите, «калитка в мышление». То, что называется рефлексией. Если у вас эта «калитка» прорежется, значит, глядишь, туда вы, может быть, иногда голову будете засовывать, чтобы посмотреть, что там, на той стороне. Для этого, соответственно, мы придумаем серию задачек на рефлексию мыслительную и рефлексию деятельностную. Они отличаются друг от друга. И, соответственно, потренируемся.

А по ходу, в зависимости от того, как это все будет получаться (я ж не знаю, как это будет у вас получаться) там будем уже по ходу смотреть, что корректировать, чего не корректировать.

Дальше у нас будет ряд занятий, где мы будем отрабатывать построение рабочих понятий. Я специально здесь написал слово «рабочих» понятий с тем, чтобы сразу у вас отсечь иллюзию, что можно построить здесь, сидя в классе, даже если не за один день, даже хотя бы за год, какое-нибудь понятие. Понятия строятся столетиями и живут тысячелетиями в культуре. Даже такое простейшее понятие как корова, которую Аристотель в свое время описывал, как известно. Я уж не говорю про понятия «право», «финансы» и все остальное. Во-первых, они живут гораздо дольше, чем любой из нас, людей, намного больше. А люди в те или иные исторические периоды, они могут только пользоваться теми или иными «слепками» или фрагментами того или иного понятия. Для практических действий, для работы в какой-то области деятельности нужны не целиком эти глобальные понятия, а нужны такие своеобразные «слепки» или то, что здесь названо «рабочими понятиями». То есть из понятий берется только то, что в данном случае требуется для решения той или иной практической задачи. В другой задаче, там, может быть, с другой стороны. Причем я здесь написал «разных типов», понятия бывают разных типов. По крайней мере, известно три разных типа понятия, это позже мы будем обсуждать. Я постараюсь придумать задачки на построение таких понятий. Соответственно, придумаем, как это в практическом плане сделать, и какое-то время этому посвятим. Но уже не в лекционном режиме, а в таком, в рабочем.

Третье – работа с «позициями». Что имеется в виду? Может быть, тут кто-то подумает, что «позиции», которые на фронте бывают. Так вот, не это имеется в виду. Имеется в виду деятельностная позиция. Люди в обыденной жизни чаще всего имеют дело либо с должностями, либо с ролями. В театре там роль человек играет, а на работе должность занимает. Например, заведующего кафедрой или еще что-то.

В деятельностном плане эта «внешняя шелуха», или внешние оболочки, которые называются этими словами (должности, роли), они не используются. В теории деятельности существует особое понятие, которое называется «деятельностная позиция». То есть это не человек – позиция, а это – место, оспособленное определенным способом работы, куда конкретный человек может попадать, либо наоборот, не попадать. Если ты попадаешь в позицию, то есть в место с соответствующим способом работы, то человек попадает в позицию, и дальше могут возникать разные проблемные вещи. Либо он может удерживать эту позицию… Например, позиция психолога. Человека научают, и он попадает на позицию психолога, и у него есть соответствующие способы работы. Их (способы работы) жизнь может вообще размывать, но квалифицированный человек должен это дело удерживать. И наоборот, когда ты сталкиваешься с другим человеком, который находится в другой позиции, допустим, в позиции ученого, исследователя, у него другой способ работы, он занимается другими вещами, другой инструментарий, все другое. И, соответственно, смотрите: что значит, работать с позициями? Я придумаю тоже несколько тренингов или задачек, с одной стороны, на удержание той позиции, которую мы условно будем друг другу давать. Например, ты будешь в этой позиции, ты в этой, ты в этой и так далее. И, соответственно, начнем взаимодействовать. С одной стороны, нужно удерживать свою позицию, то есть, грубо говоря, если вы психолог, то на следующем шаге не перескакивали бы в исследователи, а на следующем шаге в управление, в управленцев. Чтобы удерживали свой способ работы, а не хватались за чужой.

Чаще всего у нас в жизни этого просто нет. Человек приходит на работу, левая пятка ему просто сказала, что сейчас он будет этим заниматься. Потом правая подсказала, что он будет другим заниматься, да? И полный бардак. А деятельность предполагает, что один должен одним заниматься, одним способом, этот другим, этот третьим, этот четвертым. Тогда это можно соорганизовать. Тогда это что-то может начаться. Тогда может в результате Мерседес выехать с конвейера. А если будет бардак, то, соответственно, ничего не будет.

А второе – это различение позиций. То есть тебе дали задачу удерживать свою позицию, а дальше начинается обсуждение, и ты должен верить, что другой человек находится в другой позиции, у него другой способ работы, и это не то же самое, что ты делаешь. И это, соответственно, уметь выделить и отличить от своего. Положить на доску схему своей работы и сказать: «Я вот так работаю, таким способом, а он работает другим способом, и это не должно смешиваться».

Это требует специального обсуждения и специальной отработки. Если этому не научаться, то ни бизнеса не будет, ни предпринимательства не будет, да, вообще, ничего не будет. Диссертацию даже, и то написать трудно. Поскольку люди то исследованием занимаются, то вдруг начинают конструировать чего-то, то вообще, бог знает, что делают, то просто ощупывают, эмпирику какую-то дурацкую собирают, которая, на самом деле, чаще всего не нужна.

Это третий вид работ, мне бы хотелось, чтобы он у нас был в каком-то виде, и чтобы вы почувствовали, что эта вещь на самом деле серьезная. В каких-нибудь элитных бизнес-школах типа Гарварда слушателей на это дело натаскивают со страшной силой, это мне достоверно известно. Он оттуда выходит «обструганный», как вот этот фломастер. Может вставляться только в определенную позицию, и ничего другого от него ждать не нужно.

Это, с одной стороны, хорошо, а с другой стороны плохо. С одной стороны, он все будет делать замечательно на своем месте, то, чему обучен. А с другой стороны, он односторонен как флюс, как говорил Козьма Прутков. То есть с ним, вообще шаг, в сторону – это равносильно такому методологическому расстрелу. Полный ноль. Наши люди не такие, наши про все, но ничего конкретно.


Из зала – … (не слышно)


ЮБ – Да, совершенно точно. Мне бывшая жена рассказывала (она живет в Штатах). Говорит: «Вызываю электрика», у нее сломалась электрическая розетка. Позвонила, вызвала электрика. Приходит: «О, меня неправильно проинформировали, я, - говорит, - специалист по кондиционерам». Она говорит: «Да что здесь делать-то? Я, - говорит, - сама могу починить». Он: «Извините, мадам, вы, конечно, это можете, а я не могу. Я сейчас пойду, скажу, придет электрик, который специалист по этому делу, и он это сделает».

Но зато у них все организовано, и ничего друг на друга не налезает. И там можно говорить про то, что там есть деятельность, а то, что у нас делается – это деятельностью назвать нельзя. Поскольку этого позиционного расклада, позиционного удержания просто не существует. Вот у меня голубая мечта, когда с вами мы отработаем здесь, в этом пункте, какие-то тренинги, попытаться дать рекламу и пригласить на подобные тренинги людей из нашего бизнес-мира. И с ними, соответственно, это дело опробовать. Потому что если дальше у нас так, как сейчас, будет продолжаться эта наша так называемая «рыночная экономика», мы все просто передохнем, ей-богу. Нефть скоро кончится, жить будет не на что. Никто ничего делать не умеет, просто… даже мести улицы. Идешь, смотришь, как он это делает, просто ужас берет. Даже этого не умеют делать. Никто свою позицию не держит. Если поставили тебя на одно место, ты обязательно лезешь в другое место, даже если тебя не просят.

Четвертая позиция – это решение задачек на деятельностное конструирование. Это конструирование разного рода инструментов, это конструирование разного рода структур, которые что-то могут, чего-то не могут, под определенную задачу. Конструирование, в крайнем случае (это предельный вариант), целых институтов.

Я, честно говоря, не знаю, доживем мы до этого или не доживем. Хотелось бы, чтоб дожили. Но пока мы не проработаем предыдущие пункты, ни про какое деятельностное конструирование вообще, конечно, речи быть не может. Меня, в частности, и моих коллег с моей кафедры, наверное, больше всего будет интересовать первый пункт – конструирование разного рода инструментов, в частности, финансовых инструментов. Здесь вообще непаханое поле деятельности, в нашей стране это просто целина. Если бы отработать какие-то вещи, это можно было бы открывать консультационную контору, и, в общем, на этом деле неплохо зарабатывать.

Но сначала нужно разобраться с этим делом, посмотреть, как уже это делается, а это давно делается. Наша страна, кстати, одна из самых продвинутых в этом отношении. Просто она, как я уже сказал, маргинальная, и до этого фактически ничего не делалось. Но наши ребята, особенно живущие в Москве, которые терлись вокруг методологов в особенности, они на этом деле очень даже хорошо живут. Если понимаешь, как инструменты делаются – финансовые инструменты, другие, они ж не только финансовые могут быть, это могут быть управленческие инструменты, могут быть какие-то еще – то, соответственно, здесь можно, с одной стороны, как я уже говорил, заниматься консультированием, хотя это вещь опасная, а можно самому пробовать, в своем деле, в своем бизнесе и так далее.

rol-staroslavyanizmov-v-sovremennom-russkom-yazike-joshkar-olinskaya-i-marijskaya-eparhiya.html
rol-subektivnogo-faktora-v-interaktivnih-formah-obucheniya-n1-78-14-organizaciya-i-provedenie-cikla-obuchayushih.html
rol-tamozhennih-organov-v-regulirovanii-vneshnej-ekonomicheskoj-deyatelnosti.html
rol-tireoidnoj-patologii-v-razvitii-disgormonalnih-zabolevanij-molochnoj-zhelezi.html
rol-transnacionalnih-korporacij-v-rossii.html
rol-tvorcheskoj-lichnosti-v-formirovanii-hudozhestvennoj-zhizni-epohi-na-primere-zhizni-i-tvorchestva-narimskogo-korsakova-i-ego-blizhajshego-okruzheniya.html
  • school.bystrickaya.ru/dinastiya-demidovih-300-let-na-blago-rossii.html
  • grade.bystrickaya.ru/oao-surgutneftegaz-izveshaet-akcionerov-o-provedenii-godovogo-obshego-sobraniya-akcionerov-v-forme-sobraniya-kotoroe-sostoitsya.html
  • reading.bystrickaya.ru/konspekt-lekcij-moskva-2002-udk-53-utverzhdeno-uchenim-sovetom-mgapi.html
  • turn.bystrickaya.ru/politologiya-sbornik-zadach-i-testov.html
  • letter.bystrickaya.ru/obespechennost-resursami-stran-mira-p-p-bezrukih-ekonomika-i-vozmozhnie-masshtabi.html
  • znanie.bystrickaya.ru/6-organizacionno-procedurnoe-napravlenie-v-energosberezhenii-energoeffektivnost-proektiruemih-zdanij.html
  • predmet.bystrickaya.ru/samoanaliz-pedagogicheskoj-deyatelnosti-uchitelya-himii-valievoj-gulnaz-nailevni.html
  • literature.bystrickaya.ru/domashnee-zadanie-chto-izuchaet-istoriya-1.html
  • grade.bystrickaya.ru/nauchnie-zapiski-stranica-6.html
  • thesis.bystrickaya.ru/poryadok-raboti-v-chitalnom-zale-gosudarstvennogo-kazennogo-uchrezhdeniya-sverdlovskoj-oblasti-centr-dokumentacii-obshestvennih-organizacij-sverdlovskoj-oblasti.html
  • pisat.bystrickaya.ru/uchastniki-pervogo-vserossijskogo-fotokonkursa-dikaya-priroda-rossii-nagrazhdeni-v-moskve-informacionnoe-agentstvo-itar-tass-02112011.html
  • school.bystrickaya.ru/glava-4-priemi-perevoda-frazeologizmov-sankt-peterburg.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vopros-11-zashita-produktov-pitaniya-furazha-i-vodi-ot-zarazheniya-radioaktivnimi-otravlyayushimi-veshestvami-i-bakterialnimi-sredstvami.html
  • holiday.bystrickaya.ru/momenti-raspredeleniya-nachalnim-momentom-k-go-poryadka-hk-nazivaetsya-chislo-opredelyaemoe-virazheniem.html
  • studies.bystrickaya.ru/dinamicheskie-strukturi-dannih-ocheredi.html
  • notebook.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-50-651-28-dekabrya-2009-g.html
  • znanie.bystrickaya.ru/5-differenciaciya-ispolneniya-lisheniya-svobodi-v-zavisimosti-ot-vida-ispravitelnogo-uchrezhdeniya-i-ustanovlennogo-v-nem-rezhima.html
  • notebook.bystrickaya.ru/i-was-being-waited-for-was-i-being-waited-i-was-not-being-waited-eksperimentalnij-kurs-lekcij-po-prakticheskoj.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-ezhegodnogo-gosudarstvennogo-doklad-stranica-8.html
  • gramota.bystrickaya.ru/xi-o-tom-kak-gospodin-batifol-ponevole-ubedilsya-v-neodolimoj-sile-lyubvi-papasha-goremika-dyuma.html
  • education.bystrickaya.ru/1-harakteristika-prirodnih-uslovij-rajona-otchyot-o-nauchno-issledovatelskoj-rabote-po-teme-environmental-impact.html
  • esse.bystrickaya.ru/razrabotka-tehnologii-polucheniya-pishevih-belkovih-produktov-iz-semyan-podsolnechnika-05-18-06-tehnologiya-zhirov-efirnih-masel-i-parfyumerno-kosmeticheskih-produktov.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-zanyatij-po-priobsheniyu-detej-programma-ozdorovleniya-i-formirovaniya-zdorovogo-obraza-zhizni.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/a-i-gretchenko-zasluzhennij-deyatel-nauki-rf.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-hakasii-proizoshlo-zemletryasenie-magnitudoj-7-zhertv-i-razrushenij-net-informacionnoe-agentstvo-itar-tass-10022011.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/stroitelnie-normi-i-pravila-vnutrennij-vodoprovod-i-kanalizaciya-zdanij-snip-04-01-85-stranica-5.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sostoyanie-zdorovya-novorozhdennih-ob-osnovnih-garantiyah-prav-rebenka-v-rossijskoj-federacii.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-professionalnogo-modulya-pm-02.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/rasskaz-latishskogo-strelka-stranica-14.html
  • textbook.bystrickaya.ru/himicheskij-sostav-pishevih-produktov.html
  • esse.bystrickaya.ru/rasskaz-uchitelya-o-shkole-chtenie-stihotvorenij-habibulli-gabitova-v-shkole.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tretego-zasedaniya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/gradostroitelstvo-kanadi-chast-2.html
  • essay.bystrickaya.ru/diplomnij-proekt-studenta-gruppi-it-4-ribakova-a-v-na-temu-programma-obrabotki-anket-oprosa-studentov-kafedri.html
  • letter.bystrickaya.ru/mezhdunarodnaya-nauchno-tehnicheskaya-konferenciya-sovremennie-problemi-metallovedeniya-splavov-cvetnih-metallov.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.