.RU

Сергей Михайлович Соловьев - страница 95



виноградников, мельниц, зимовищ и летовищ; никто не смеет брать на рабо-

ту или на сторожу церковных людей: мастеров, сокольников, пардусников;

никто не смеет взять, изодрать, испортить икон, книг и никаких других

богослужебных вещей, чтобы духовные не проклинали хана, но в покое за

него молились; кто веру их похулит, наругается над нею, тот без всякого

извинения умрет злою смертию. Братья и сыновья священников, живущие с

ними вместе, на одном хлебе, освобождаются также от всяких даней и пош-

лин; но если отделятся, из дому выйдут, то дают пошлины и дани. А кто из

баскаков или других чиновников возьмет какую-либо дань или пошлину с ду-

ховенства, тот без всякого извинения будет казнен смертию. Но с воцаре-

нием Узбека, как было упомянуто, надобно было брать новые ярлыки, т. е.

снова платить за них, и митрополиту Петру дан был новый ярлык на его

имя. Этот ярлык одинаков с Менгу-Тимуровым, только многословнее; прибав-

лено то, что митрополит Петр управляет своими людьми и судит их во вся-

ких делах, не исключая и уголовных, что все церковные люди должны пови-

новаться ему.

Преемник Петра, грек Феогност, приехал на север, когда уже борьба

между Москвою и Тверью кончилась, когда Тверская область была страшно

опустошена, князь ее в изгнании и московский князь первенствовал без со-

перника. Новому митрополиту не оставалось ничего более, как последовать

примеру своего святого предшественника, и Феогност, по словам летописца,

сел на месте св. Петра, стал жить на его дворе в Москве, что другим

князьям было не очень сладостно. Мы видели, какого важного союзника имел

Калита в Феогносте, который страхом отлучения заставил псковичей отка-

заться от покровительства Александру тверскому. Но, покончивши дела на

севере, Феогност должен был спешить на юг, где в последнее время прои-

зошла важная перемена; вместо многих отдельных, мелких, слабых князей,

потомков Рюрика, здесь господствовал теперь сильный князь литовский Ге-

димин, язычник, но не гонитель христианства. Вследствие этого события

отношения всероссийского митрополита к Юго-Западной Руси должны были

принять новый характер: прежде можно было оставить юг для севера, пре-

небрегая неудовольствием многих, слабых, разделенных князей, если бы они

решились выразить неудовольствие на отсутствие митрополита; но теперь

могущественными князьями литовскими пренебрегать было нельзя, и Феогност

долго живет на Волыни, потом встречаем известие о поездке его туда же в

другой раз, и это известие нельзя не привести в связь с другим одновре-

менным известием о насилиях поляков на Волыни, о гонениях на правосла-

вие; притом удаление киевского митрополита на север уже заставляло ду-

мать на юге об избрании особого митрополита, который, по известным нам

обстоятельствам, должен был иметь пребывание в Галицкой Руси, а не в

Днепровской. До нас дошли письма константинопольского императора к мит-

рополиту Феогносту, к великому князю Симеону московскому, к волынскому

князю Любарту об уничтожении Галицкой митрополии, установленной прежним

патриархом. В Орду Феогност должен был ездить два раза; во второй раз

его ждали там большие неприятности: какие-то русские люди насказали хану

Чанибеку, что митрополит русский получает огромный доход, что у него

множество золота, серебра и всякого богатства и что ему ничего не стоит

платить ежегодную дань в Орду. Хан потребовал этой дани от Феогноста, но

тот вытерпел тесное заключение, раздарил хану, ханше и князьям много де-

нег и остался при прежних льготах.

Мы видели, что, начиная с Кирилла II, до сих пор митрополиты из русс-

ких и из греков, так сказать, чередуются: после русского Кирилла видим

грека Максима, потом опять русского Петра и потом опять грека Феогноста.

Как избирались все эти митрополиты, русские и греки, по предложению или

по согласию каких русских князей ставились они - мы знаем мало. Но мы

знаем подробности о выборе преемника Феогностова. При князе Юрии Данило-

виче выехал из Чернигова в Москву боярин Федор Плещеев; сын его, Елевфе-

рий-Симеон, крестник Иоанна Калиты, с двенадцатилетнего возраста начал

вести себя монахом и на двадцатом году постригся в московском Богояв-

ленском монастыре под именем Алексия. Прославившись духовною жизнию,

Алексий был взят митрополитом Феогностом в наместники, должность которо-

го состояла в суде над церковными людьми; после двенадцатилетнего исп-

равления этой должности Феогност поставил Алексия епископом во Владимир

и еще при жизни своей благословил его себе в преемники на столе митропо-

личьем, и отправлены уже были от великого князя и митрополита послы в

Царьград к патриарху, чтоб тот имел в виду Алексия и не ставил никого

другого в митрополиты русские. Когда Феогност умер, Алексий отправился в

Царьград на поставление; но там, не дожидаясь известия из Москвы, уже

поставили в митрополиты Романа и, не решаясь отказать московскому князю,

поставили потом и Алексия и обоих отпустили в Русь: сотворился мятеж во

святительстве, чего прежде никогда не бывало на Руси, говорит летописец;

от обоих митрополитов начали являться послы к областным владыкам, и была

везде тяжесть большая священническому чину. Таким образом, теперь в са-

мом Константинополе указано было на то, что прежде здесь же было отверг-

нуто, именно разделение русской митрополии; надобно было испоместить

двух митрополитов, и, когда Алексий пришел в Москву, Роман отправился на

Литовскую и Волынскую землю. Но Алексий, посвященный в митрополиты ки-

евские и всея Руси, не мог отказаться от Киева; он поехал туда в 1358

году; но, когда через год возвратился в Москву, Роман явился в Твери;

здешний владыка Феодор не захотел с ним видеться и не оказал ему никако-

го почета; но князья, бояре и некоторые другие, по словам летописца, да-

вали ему потребное; особенно большую честь оказал и богатые дары дал ему

князь Всеволод Александрович холмский. Такое поведение Всеволода объяс-

няется легко: Всеволод враждовал с дядею Васильем Михайловичем, на сто-

роне которого был московский князь и митрополит Алексий; Всеволод же на-

шел помощь в Литве у зятя своего Олгерда, посредничеству которого, без

сомнения, Всеволод был обязан тем, что дядя уступил ему треть отчины;

Всеволод возвратился из Литвы и Тверь в то самое время, когда приезжал

туда и митрополит Роман; очень вероятно, следовательно, что последний

приезжал с Олгердовым поручением примирить князей и добыть Всеволоду во-

лость; но если бы и не так было, то понятно, что Всеволод, родственник и

союзник Олгерда, должен был оказывать всякое расположение митрополиту,

признаваемому в земле Литовской.

Нам не нужно повторять здесь сказанного выше о могущественном со-

действии св. Алексия московским князьям в утверждении их власти над дру-

гими князьями. Недаром великий князь Симеон завещал своим братьям не

слушаться лихих людей, но слушаться владыки Алексея да старых бояр, ко-

торые отцу их и им добра хотели: и Тверь и Нижний испытали, как св.

Алексий хотел добра сыновьям и внукам своего крестного отца Иоанна Кали-

ты. Не будучи греком, Алексий умел поддержать постоянное расположение к

себе и к Москве двора и патриарха константинопольского. Патриарх писал к

Донскому об особенном расположении своем к ному и брату его Владимиру, о

гневе своем на других князей русских, им неприязненных. В другой грамоте

патриарх писал, что он не снимет проклятия, наложенного митрополитом

Алексием на некоторых князей русских, до тех нор, пока они не исполнят

всех условий и пока митрополит не напишет, что они раскаялись, ибо эти

князья дали великому князю страшную клятву выступить вместе против вра-

гов веры. Смоленский князь Святослав жаловался, что митрополит предал

его проклятию; патриарх отвечал, что поступок митрополита справедлив,

ибо Святослав помогал Олгерду против Москвы. Князь тверской жаловался

также на митрополита и требовал суда с ним; патриарх отвечал, что счита-

ет неприличным князю судиться с митрополитом пред послом патриаршим.

Слава благочестивой жизни русского митрополита достигла и Орды: жена ха-

на Чанибека, Тайдула, заболевши глазами, прислала в Москву просить Алек-

сия, чтоб посетил ее; св. Алексий поехал в Орду, и ханша получила исце-

ление.

Алексий хотел видеть и преемником своим мужа, славного своею святос-

тию,Сергия, игумена, основателя Троицкого монастыря, но смиренный инок

отказался от власти; а между тем в Константинополе не хотели дожидаться

московского избранника: туда с разных сторон приходили жалобы на то, что

митрополит покинул юг для севера; польский король Казимир, владея Галиц-

кою Русью, требовал для нее особого митрополита грозя в противном случае

обращать русских в латинскую веру. Угроза подействовала, и в Константи-

нополе поставили особого митрополита для Галича, подчинив ему епархии -

Холмскую, Туровскую, Перемышльскую и Владимирскую на Волыни. С другой

стороны, Олгерд литовский писал жалобы к патриарху, что Москва обидела

шурина его, Михаила тверского, зятя, Бориса нижегородского, другого зя-

тя, Ивана новосильского, побрала много городов; жаловался, что митропо-

лит благословляет московского князя на такие поступки по благословению

патриаршему, не приезжал ни в Литву, ни в Киев, снимает крестное целова-

ние с перебежчиков из Литвы в Москву; Олгерд требовал другого митрополи-

та киевского на Смоленск, на Тверь, на Малую Россию, на Новосиль, на

Нижний Новгород. И вот по просьбам юго-западных русских князей в Конс-

тантинополе поставили им митрополита Киприана, родом серба, с условием,

чтоб по смерти митрополита Алексия он был митрополитом всея России. Но

понятно, что если в Литве хотели своего митрополита, то в Москве хотели

также своего. Ни в Москве, ни в Новгороде, ни во Пскове не признали Кип-

риана, и он принужден был отправиться на житье в Киев: опять повтори-

лось, следовательно, прежнее явление, опять указывалась возможность раз-

деления русской митрополии, ибо в Москве не хотели принимать Киприана и

по смерти Алексия; здесь был свой избранник. Был в городе Коломне свя-

щенник Михаил-Митяй, человек необыкновенно видный, красивой наружности,

грамотный, с речью легкою и чистою, голосом громким и приятным, превос-

ходил всех уменьем толковать силу книжную; память имел необыкновенную,

знал все старинные повести, книги и притчи: во всяких делах и судах рас-

суждал красноречиво и умно. Такие достоинства обратили на него внимание

великого князя Димитрия, который и взял Митяя к себе в духовники и пе-

чатники. Митяй год от году приобретал все более славы и значения: никто,

по словам летописца, не был в такой чести и славе, как Митяй; от велико-

го князя не было ему ни в чем отказу, все почитали его, как царя какого,

и, что еще важнее, любили его все.

В Спасском монастыре (внутри Кремля) очистилось архимандричье место;

великому князю и боярам непременно хотелось, чтоб на этом месте был Ми-

тяй; по сам Митяй не хотел; великий князь стал его уговаривать: "Видишь:

Алексий митрополит уже стар, и ты будешь после него митрополитом всея

Руси; постригись только теперь в монахи и будешь архимандритом в Спасс-

ком монастыре и моим отцем духовным по-прежнему". Митяй согласился; до

обеда постригли его в монахи, а после обеда назначили архимандритом. Те-

перь надобно было уговорить митрополита, чтоб благословил Митяя себе в

преемники; но св. Алексий не соглашался на это. "Митяй еще недавно в мо-

нахах, - говорил он, - надобно ему еще поискуситься, облечься благими

делами и нравами". Великий князь долго его упрашивал, то сам приходил к

нему, то посылал брата двоюродного, Владимира Андреевича, то бояр - все

напрасно. "Кому даст господь бог, пречистая богородица, патриарх и все-

ленский собор, того и я благословлю",- был от него ответ. Несмотря на

то, когда св. Алексий преставился в 1377 г., Митяй вошел на митрополичий

двор, стал ходить в митрополичьем одеянии и начал обращаться с духо-

венством и властвовать как митрополит. Сперва он сбирался ехать в Конс-

тантинополь на поставление к патриарху, но потом раздумал и начал гово-

рить великому князю: "В правилах писано, что два или три епископа пос-

тавляют епископа; так пусть и теперь сойдутся епископы русские, пять или

шесть, и посвятят меня в митрополиты". Великий князь и бояре согласи-

лись, и епископы уже собрались. Но что случилось в XII веке при постав-

лении митрополита Клима одним собором русских епископов, то же самое

случилось и теперь: как тогда Нифонт новгородский восстал против непра-

вильного, по его мнению, поставления Климова, так теперь против постав-

ления Митяева вооружился Дионисий, епископ суздальский. Сопротивление

Дионисия заставило Митяя опять думать о путешествии в Царьград; туда же

начал сбираться и Дионисий, желая сам получить митрополию. Узнавши об

этом, Митяй стал советовать великому князю удержать Дионисия, который

может помешать ему в Константинополе, и великий князь велел держать суз-

дальского епископа под крепкою стражею. Дионисий, чтоб избавиться из

заключения, дал великому князю обещание не ездить в Царьград без его

позволения и поставил поручителем преподобного Сергия Радонежского, но

не сдержал слова: из Суздаля поехал в Нижний, отсюда Волгою - в Сарай, а

из Сарая - в Константинополь. Митяй и прежде не соглашался на освобожде-

ние Дионисия; ему казалось, что св. Алексий не хотел благословить его,

Митяя, по совету преподобного Сергия, который и теперь действует против

него заодно с Дионисием; когда же он узнал о бегстве Дионисия в Констан-

тинополь, то негодование его достигло высшей степени, и св. Сергий гово-

рил: "Молю господа бога сокрушенным сердцем, да не попустит Митяю испол-

нить свою угрозу - разорить место это святое и изгнать нас без вины". С

другой стороны, явился новый соперник Митяю: Киприан из Киева ехал в

Москву и был уже в Любутске, откуда дал знать св. Сергию, что идет к сы-

ну своему, великому князю, с миром и благословением. Но великий князь,

узнав о прибытии незваного гостя, разослал всюду заставы, чтоб не про-

пустить его в Москву; Киприана схватили и с бесчестием отправили назад.

Движения Дионисия и Киприана должны были ускорить поездку Митяя в

Константинополь, и он отправился наконец с полномочием от великого князя

действовать как заблагорассудит, смотря по обстоятельствам, для чего

взял с собою про запас белые хартии с привешенною к ним великокняжескою

печатню чтоб в случае надобности можно было написать на них кабалу, или

вексель: Димитрий позволил ему занять тысячу рублей серебра, и даже

больше, на великокняжеское имя. Митяй отправился в сопровождении трех

архимандритов и многих других духовных лиц, также большого боярина вели-

кокняжеского Юрия Кочевина и митрополичьих бояр. В степи Митяй был зах-

вачен Мамаем, но ненадолго задержан; переплыто было уже благополучно и

Черное море, как вдруг в виду Константинополя Митяй разболелся и умер.

Между провожавшими его духовными и боярами встало тогда сильное смяте-

ние: одни хотели поставить в митрополиты Иоанна, архимандрита петровско-

го, из Москвы, а другие - Нимена, архимандрита горицкого, из Переяслав-

ля; наконец бояре, хотевшие Пимена, пересилили и едва не умертвили Иоан-

на, который не соглашался. с ними. На одной из белых хартий написали от

имени великого князя грамоту к императору и патриарху с просьбою о пос-

тавлении Пимена в митрополиты. Сперва дело пошло было дурно: император и

патриарх отвечали, что уже давно посвящен и отправлен в Россию митропо-

лит Киприан и другого не следует ставить; тогда русские заняли у

итальянских и восточных купцов денег в рост, написавши кабалу на другой

белой хартии, раздали повсюду богатые подарки и достигли своей цели в

Константинополе; но не достигли ее в Москве. Когда сюда пришла весть,

что Митяй умер на море и вместо него поставлен Пимен, и когда в то же

время, как обыкновенно бывает, стали носиться слухи, что Митяй умер не

своею смертию, то сильно опечаленный великий князь сказал: "Я не посылал

Пимена в митрополиты, послал я его как слугу при Митяе; что сделалось с

Митяем, я не знаю, один бог знает, один бог и судит, только Пимена я не

приму и видеть его не хочу". Еще Пимен медлил в Константинополе, как ве-

ликий князь отправил духовника своего в Киев звать на митрополичий стол

Киприана, и тот приехал в Москву; когда же узнали о приходе Пимена, то

остановили его в Коломне, сняли белый клобук и отправили в заточение.

Но Киприан не долго на этот раз пробыл в Москве, и Пимен не долго до-

жидался своей очереди; как прежде присутствие нескольких князей,

предъявляющих права свои на старшинство, давало возможность выбора между

ними, так теперь присутствие двух митрополитов, уже поставленных в Конс-

тантинополе, делало возможным выбор и между ними. Мы видели, что во вре-

мя Тохтамышева нашествия митрополит Киприан уехал из Москвы в Тверь;

отъезд ли Киприана из Москвы, или отъезд именно в Тверь, которой князь

немедленно после Тохтамышева отступления отправился в Орду искать ярлы-

ка, или, наконец, какое-нибудь другое обстоятельство было причиною не-

расположения великого князя Димитрия к Киприану, только встречаем извес-

тие, что Димитрий не захотел видеть Киприана в Москве, и тот отправился

в Киев, где сел на свое митрополичье место, принят был от всех с честию

и радостию и стал жить здесь, управляя, по обычаю, делами церковными, а

в Москву был вызван из заточения Пимен, который был также встречен здесь

с честию и вступил в церковное управление. Таким образом, опять для юга

и севера, для Киева и Москвы, явились два отдельных митрополита; этого

мало: в Киев явился из Византии еще третий митрополит, известный уже нам

епископ суздальский Дионисий; но киевский князь Владимир Олгердович ве-

лел схватить Дионисия и посадить в заключение, где этот соперник Митяев

и умер через год; несколько лет спустя умер и Пимен в Халкидоне, на до-

роге в Константинополь. Смерть Пимена соединяла снова русскую церковь

под одним митрополитом - Киприаном, для которого не было более пре-

пятствий и в Москве: здесь Донской умер, и сын его Василий встретил с

честию Киприана.

Согласие московского князя с митрополитом не прерывалось после этого

ни разу: мы видели, как оба они дружно действовали в делах новгородских.

Союз Василия Димитриевича с тестем Витовтом литовским удерживал и цер-

ковную связь между Русью Литовскою и Московскою: так, когда московский

князь ездил в Смоленск на свидание с тестем, то в то же время ездил туда

и митрополит Киприан, который из Смоленска поехал в Киев и жил там пол-

тора года; потом, под 1404 годом, встречаем известие о новой поездке

Киприана в Литву, к Витовту, и в Киев: от Витовта и от Ягайла получил он

большую честь и много даров, большую честь видел от всех князей, панов и

от всей земли; в Киеве он велел схватить наместника своего архимандрита

Тимофея и слуг своих тамошних и отвести их в Москву; в это же путешест-

вие Киприан должен был снять сап и отослать в Москву, в Симонов монас-

тырь, Антония, епископа туровского, по настоянию Витовта, пред которым

Антоний был оклеветан в сношениях с татарами; главною же причиною нена-

висти литовских властей к Антонию полагают ревность этого епископа к

православию.

Но вскоре за тем последовал разрыв между князьями московским и ли-

товским, долженствовавший повлечь за собою и разделение митрополии. Кип-

риан не дожил до этого события. Когда по его смерти московский великий

князь, не имея своего избранника, послал в Константинополь с просьбою

выслать оттуда митрополита на Русь, Витовт отправил туда же полоцкого

епископа Феодосия; литовский князь просил императора и патриарха: "Пос-

тавьте Феодосия нам в митрополиты, чтобы сидел на столе киевской митро-

полии по старине, строил бы церковь божию по-прежнему, как наш, потому

что по воле божией мы обладаем тем городом, Киевом". Но в Константинопо-

ле не исполнили желания Витовтова, а прислали на всероссийскую митропо-

лию Фотия, родом грека, из Мореи. Нет основания думать чтобы Витовт, же-

лая поставления Феодосия полоцкого в митрополиты, имел в виду именно

разделение митрополии, чтоб он хотел поставления особого митрополита в

Литву: он хотел только, чтобы митрополит всероссийский жил по старине, в

Киеве, в областях литовских и был бы, таким образом, его митрополитом,

хотел перезвать митрополита из враждебной Москвы, о чем, без сомнения,

он уговорился с своим избранником, Феодосием; положение Витовта было со-

вершенно иное, чем положение Олгерда: последний, жалуясь патриарху на

митрополита Алексия, поборавшего за Москву, не смел думать, чтобы патри-

арх по этой жалобе снял сан с Алексия и чтобы в Москве согласились на

это, а потому и просил для Литвы особого митрополита; тогда как теперь

положение дел было иное: общего для юга и севера митрополита не стало, и

Витовт спешил предложить в этот сан своего избранника, который бы по

старине остался жить в Киеве. Почему в Константинополе не посвятили Фео-

досия, неизвестно; очень вероятно, что не хотели, в угоду князю иновер-

ному, сделать неприятность государю московскому, который незадолго перед

тем, в 1398 году, отправил к императору Мануилу богатое денежное вспомо-

жение; о тогдашних дружеских отношениях между московским и константино-

польским дворами можно судить по тому, что в 1414 году Мануил женил сына

своего Иоанна на дочери Василия Димитриевича Анне; если московский князь

s-a-suchilova-zamestitel-nachalnika-mu-upravlenie-obrazovaniya-administracii-g-gubkinskogo-po-ekonomicheskim-voprosam.html
s-a-suslyaeva-urok-istorii-v-5-klassetema-vozvishenie-i-padenie-assirijskoj-derzhavi.html
s-a-uskovoj-sankt-peterburg.html
s-a-zadadaev-diskretnie-i-veroyatnostnie-modeli.html
s-a-zelinskij-manipulyacii-massami-i-psihoanaliz.html
s-abbasov-atindai-zhalpi-orta-blm-beru-mekteb-aza-tl-men-debiet-pnn-malm-zhamauova-altinzhan-masati.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prikaz-25-04-12-349-ob-utverzhdenii-sostava-konfliktnoj-komissii-dlya-organizacii-i-provedeniya-gosudarstvennoj-itogovoj-attestacii-s-ispolzovaniem-mehanizmov.html
  • literatura.bystrickaya.ru/spisok-ispolzovannoj-literaturi-gak-v-g-yazik-kak-forma-samovirazheniya-naroda-sb-statej-yazik-kak-sredstvo-translyacii-kulturi-m-nauka-2000-g.html
  • abstract.bystrickaya.ru/15-alen-de-benua.html
  • student.bystrickaya.ru/23-katalog-vistavki-rukovodstvo-uchastnika-vistavki-elektro-2012.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zav-otdelom-nacionalnoj-literaturi-i-bibliografii-chuvashii.html
  • textbook.bystrickaya.ru/itogi-i-vserossijskoj-olimpiadi-2010-goda-remeslo-i-remeslenniki-v-proshlom-i-nastoyashem-kategoriya-uchastnikov-uchashiesya-obsheobrazovatelnih-i-professionalnih-uchebnih-zavedenij.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-tretya-nasledstvo-dostavsheesya-slaviku-antonovu-prevrashaetsya-v-proklyatie-dver-vedushee-v-otdalennoe-proshloe.html
  • znanie.bystrickaya.ru/62-elektronno-informacionnoe-obespechenie-otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo.html
  • lesson.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-izdaniya-uchebnoj-metodicheskoj-i-nauchnoj-literaturi-nacionalnogo-issledovatelskogo-yadernogo-universiteta-mifi-na-2010-god-pp-stranica-6.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-6-emocionalnaya-regulyaciya-povedeniya-enikeev-m-i-obshaya-i-socialnaya-psihologiya-uchebnik-e-63-dlya-vuzov.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/35-razvitie-i-modernizaciya-inzhenernoj-infrastrukturi-utverzhden.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-u-istokov-avtorskoj-pesni-vojna-i-mir-v-balladah-mihaila-ancharova.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/8zaklyuchenie-otchet-o-nauchno-issledovatelskoj-i-opitno-konstruktorskoj-rabote-po-teme.html
  • tests.bystrickaya.ru/literatura-koncepciya-federalnih-gosudarstvennih-obrazovatelnih-standartov-obshego-obrazovaniya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/mezhdunarodnie-valyutno-finansovie-i-kreditnie-otnosheniya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-himiya-2011g.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/urok-2.html
  • assessments.bystrickaya.ru/d-r-mondira-dutta-direktor-otdela-centralno-aziatskih-issledovanij-centra-issledovanij-yuzhnoj-centralnoj-yugo-vostochnoj-yugo-zapadnoj-azii-i-tihogo-okeana-pri-universitete-imdzhneru-08022008.html
  • lesson.bystrickaya.ru/programma-nauchno-issledovatelskogo-seminara.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-peredach-rossijskogo-televideniya-na-nedelyu-s-14-03-2011-na-tk-rossiya-k.html
  • studies.bystrickaya.ru/kontrolnaya-po-informatike-chast-3.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-razrabotki-dlya-prakticheskih-zanyatij-so-studentami-3-go-kursa-5-semestra-metodicheskie-razrabotki-utverzhdeni-na-metodicheskom-stranica-3.html
  • klass.bystrickaya.ru/antologiya-mirovoj-filosofii-antichnost-stranica-27.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pochti-detskaya-skazka.html
  • writing.bystrickaya.ru/federalnij-gosudarstvennij-obrazovatelnij-standart-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-po-specialnosti-151901-tehnologiya-mashinostroeniya-stranica-4.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-issledovanie-elektromagnitnih-vzaimodejstvij-yader.html
  • studies.bystrickaya.ru/grazhdanskoe-pravo-obshaya-chast-chast-13.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-viiprocedura-prekrasheniya-i-lisheniya-odnoj-iz-form-zashiti-zakon-nr-270.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-i-matvienko-uvazhaemie-kollegi-stranica-6.html
  • lesson.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-istorii-kak-instrument-realizacii-trebovanij-fgos.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kursovaya-rabota-po-discipline-buhgalterskij-uchet-na-temu-buhgalterskij-uchet-v-kommercheskih-organizaciyah-stranica-10.html
  • institute.bystrickaya.ru/fizkultura-pri-zabolevanii-organov-dihaniya.html
  • control.bystrickaya.ru/d-p-zerkin-stranica-5.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otechestvennaya-vojna-1812-g.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-2-put-razuma-v-poiskah-istini-predislovie.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.