.RU

Социальная роль - Руководство трудовым коллективом 22


^ Социальная роль
Социальное поведение личности во многом связано с ее ролью. Понятие "роль" в социальной психологии означает социальную функцию личности, соответствующий принятым нормам способ поведения в зависимости от ее статуса (позиций) в системе межличностных отношений. Такое понимание связано с тем, что в сходных обстоятельствах (например, на одном предприятии) работники, занимая одинаковые должности, ведут себя в трудовом процессе одинаково в соответствии с требованиями производства, т.е. их трудовое поведение регламентируется соответ­ствующими документами (положениями, должностными инструкциями и т.д.). Другими словами, роль - это устойчивый шаблон поведения, воспроизводимый людьми, имеющими одинаковый статус (позицию) в социальной системе. В роли отражаются, следовательно, социально- типические аспекты поведения.

Исходя из приведенного определения социальная роль выполняет две функции:

1) указывает человеку, как ему вести себя в данной позиции (студента, покупателя в магазине, пассажира в автобусе, сына в семье и т.д.);

2) формирует определенные ожидания партнера от поведения ее исполнителя, которые, в свою очередь, определяют ответное поведение партнера. Функциональная роль каждого члена трудового коллектива определяется; должностными инструкциями (продавца, бригадира и т.д.) в которых отражены обязанности, права, ответственностью работника, его официальные взаимосвязи с другими членами коллектива, а также основные требования к его профессиональным качествам. Подробная и ясная должностная инструкция является основой для адекватного понимания) и усвоения функциональной роли. Однако, как свидетельствуют результаты социологических исследований, детальная регламентация функциональной деятельности работника не всегда бывает обоснованной, т.е. инструкция должна устанавливать известную степень самостоятельности работника, возможность для проявления инициативы и творчества.

Изложенное позволяет раскрыть структуру (внутреннее строение) социальной роли. В нее входят следующие элементы:

1) ролевые предписания (социальные и групповые нормы поведения, требования конкретной профессии, должности и т.д.);

2) ролевые ожидания;

3) ролевое поведение (т.е. исполнение роли);

4) оценка ролевого поведения;

5) санкции (в случае неисполнения роли). Центральным элементом структуры, который позволяет объяснить, почему одну и ту же роль, например линейного Руководителя (менеджера) на предприятии, разные люди выполняют неодинаково, является понятие "ролевое поведение".

Большую роль в формировании и сплочении коллектива играет стиль руководства. Руководитель в своей повседневной деятельности должен учитывать, что его работники обладают различными характерами, социально-психологическими качествами, различной общеобразовательной и специальной подготовкой. Это требует от него изучения их характера, умения выбрать способы воздействия на человека в зависимости от черт характера, специфики деятельности, социальных характеристик. Далеко не каждый специалист может быть хорошим руководителем.

В связи с этим особенно актуальным становится определение степени соответствия личностных и деловых качеств руководителей функциональным требованиям.

В процессе сплочения коллектива немалую роль играет процесс общения.

Общение - потребность человека, важнейшее условие его трудовой деятельности, сила, организующая и сплачивающая коллектив.

Общение как средство сплочения трудового коллектива выполняет познавательную, коммуникативную и регулятивную функции.

Познавательная функция состоит в том, что члены коллектива или группы, общаясь, обмениваются информацией о себе самих, своих товарищах, путях и методах решения поставленных перед ними задач. В процессе такого обмена у каждого из членов коллектива появляется возможность узнавать более эффективные приемы и методы работы, соотносить свой индивидуальный стиль ее выполнения с общим и выполнять так свою работу, чтобы это соответствовало правилам и методам, принятым в данном коллективе. А это формирует необходимое для нормального функционирования коллектива трудовое единство.

Коммуникативная функция состоит в том, что члены коллектива, общаясь, формируют свое и общеколлективное эмоциональное состояние. Эмоции - ответная реакция человека на те или иные раздражения. В процессе общения рождаются различные виды эмоций. Общение может сопровождаться эффектом сочувствия, соучастия, взаимопонимания и способствовать эмоциональной разрядке состояния человека, но может создавать и определенный уровень эмоциональной напряженности, психологический барьер предвзятости, неприятия, отчужденности.

Регулятивная функция проявляется в воздействии членов коллектива на своих товарищей по труду, на их поведение, действия, активность, систему ценностных ориентаций. Она регулирует взаимодействия членов коллектива и формирует отношения в большей степени по вертикали (в системе руководитель-подчиненный). Важную роль в формировании этих отношений играет руководитель. Эффективность его воздействия на коллектив в значительной степени зависит от организации общения с подчиненными. Руководитель должен быть беспристрастным, одинаково со всеми подчиненными взыскательным и требовательным. Но требовательность срабатывает тогда, когда она организационно продумана, психологически обоснованна и выражена в форме, соответствующей нравственным нормам. Грубая команда, окрики не только не способствует эффективному решению общих дел, сплочению коллектива, а создают еще новые осложнения, раздражают и разобщают его членов.

Однако проблему формирования отношений в коллективе, его сплочения следует рассматривать не только через систему отношений руководитель-подчиненный, но и подчиненный-руководитель. Подчиненные знают, каким должен быть руководитель и как он должен строить свои отношения с подчиненными: соблюдать определенные правила общения, учитывать индивидуальные особенности подчиненных, их состояние здоровья, настроение и т.д. Это в полной мере относится и к подчиненным. Нередко требовательность руководителя к подчиненному воспринимается последним как жестокость, черствость, придирки.

Реализация рассмотренных функций формирует в коллективе определенную систему отношений, которые разделяются на формальные (деловые, официальные) и неформальные (личные, неофициальные). Формальные отношения складываются между людьми при выполнении ими определенных производственных ролей. Они отражают функциональные связи между должностными лицами, работниками различных категорий и квалификации, руководителями и подчиненными, в основе их лежат нормы, стандарты, права и обязанности. Содержанием формальных отношений являются взаимная требовательность, ответственность, товарищеское сотрудничество, взаимопомощь.

В каждом трудовом коллективе наряду с формальными отношениями существуют неформальные отношения, микроструктура коллектива. Они также возникают при функциональных связях между членами коллектива, но на базе их индивидуально-личностных качеств и выражаются в оценке этих качеств. Эти отношения могут возникать между друзьями и недругами, приятелями и недоброжелателями как по поводу официальных, так и неофициальных функций. Основой неформальных отношений являются влечения и отвержения, притяжения и отталкивания, симпатии и антипатии.

Формальные и неформальные отношения находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии. Формальные отношения могут вызывать к жизни неформальные, замедлять или ускорять процесс их развития, придавать ему определенную направленность и социальный характер. Неформальные отношения, в свою очередь, могут активно влиять на формальные, приобретать устойчивый характер и перерастать в формальные. Они могут дополнять, конкретизировать, способствовать целям формальных отношений, могут быть индифферентными, безразличными к ним, а могут и противоречить этим целям.

Очень важно, чтобы неформальные отношения не только не противоречили формальным, а служили их естественным дополнением и в этом многое зависит от руководителя коллектива. Руководитель является формальным лидером, а его подчиненные могут объединяться в неформальные группы, в которых будут свои неформальные лидеры. И если у руководителя достаточно здравого смысла и опыта, то он постарается завоевать доверие неформального лидера и через него влиять на поведение членов неформальной группы.

sinkretichn-drugoryadn-chleni-rechennya-z-obktno-prostorovim-znachennyam-chast-9.html
sinonim-alternativnie-metodi-zemledeliya-biologicheskoe-zemledelie-organicheskoe-zemledelie-ekologicheskoe-zemledelie.html
sinonimi-kak-stilisticheskoe-sredstvo-virazitelnosti-v-poezii-g-matyukovskogo.html
sinonimiya-antonimiya-polisemiya-omonimiya-konversiya-uchebno-metodicheskoe-posobie-po-kursu-yazikoznanie.html
sinopsis-ili-chto-bilo-ranshe-stranica-13.html
sinopsis-ili-chto-bilo-ranshe-stranica-20.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-skachkova-sergeya-aleksandrovicha.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/spiker-grizlov-kommentiruet-vibori-v-ssha-vibrano-iz-dvuh-zol-menshee.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-uchebnogo-kursa-v-rags-pri-prezidente-rossii-po-teme-upravlenie-innovacionnoj-deyatelnostyu-i-razvitiem-regionov.html
  • grade.bystrickaya.ru/obuchat-rebyonka-mozhno-tolko-igraya.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lesopererabativapyushij-kompleks-sliyaniya-i-poglosheniya.html
  • literature.bystrickaya.ru/dvizhenie-soprotivleniya-greciya.html
  • student.bystrickaya.ru/31-istoriya-sozdaniya-i-razvitie-emitenta-ezhekvartalnij-otchet-obshestva-s-ogranichennoj-otvetstvennostyu-lbr-intertrejd.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/peroralnie-gormonalnie-kontraceptivi-vovk-irina-borisovna-stranica-4.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sovremennie-tehnologii-v-mashinostroenii-perechen-nauchno-tehnicheskih-meropriyatij-provodimih-vuzami-i-organizaciyami.html
  • shkola.bystrickaya.ru/rasshirenie-semejstva-torgovoj-marki.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-doklada-narod-praviteli-i-upravlenie-inki-kto-eto-takie-i-s-chem-ih-edyat-dolzhnosti.html
  • znanie.bystrickaya.ru/am-agapov-rostov-na-donu-prikladnaya-lingvistika-v-kontekste-sovremennogo-lingvisticheskogo-obrazovaniya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/prokladka-provodov-i-kabelej-po-stenam-vnutri-zdaniya-stancii-rtu-instrukciya-po-stroitelstvu-stancij-radiotranslyacionnih.html
  • literatura.bystrickaya.ru/roslavlskoe-zhenskoe-remeslennoe-uchilishe-ogku-gosudarstvennij-arhiv-smolenskoj-oblasti-gosudarstvennij-arhiv.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vipusk-3-vipusk-1.html
  • predmet.bystrickaya.ru/spravka-o-rabote-s-yunoshestvom-v-publichnih-bibliotekah-samarskoj-oblasti-v-2013-g.html
  • knigi.bystrickaya.ru/scenarij-den-zashitnikov-otechestva-scenarij-dlya-uchenikov-1-4h-klassov.html
  • student.bystrickaya.ru/2cena-kontrakta-i-poryadok-raschetov-otkritij-konkurs-istochnik-finansirovaniya-byudzhet-g-irkutska.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-1-dlya-chego-mi-zhivyom-richard-dokinz.html
  • shkola.bystrickaya.ru/primenenie-spektralnoj-sejsmorazvedki-dlya-resheniya-zadach-inzhenernoj-geologii.html
  • lecture.bystrickaya.ru/ao-nacionalnij-centr-informatizacii-stranica-11.html
  • education.bystrickaya.ru/13-klassifikaciya-i-osnovnie-svojstva-edinic-informacii-osnovnie-ponyatiya-ekonomicheskih-informacionnih-sistem.html
  • literature.bystrickaya.ru/dokazatelstva-na-kotorie-ssilayutsya-obvinyaemij-i-ego-zashitnik-obvinitelnoe-zaklyuchenie-po-obvineniyu-evsyukova-denisa-viktorovicha.html
  • reading.bystrickaya.ru/kozhahmetov-k-b-14-iyulya-2009g-testovie-voprosi-kandidatov.html
  • books.bystrickaya.ru/bet-terapiya-bioreguliruemaya-elektroimpulsnaya-transepitelialnaya-terapiya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/sredi-sirot-vibirayut-i-princa-i-princessu-rossijskaya-blagotvoritelnost-v-zerkale-smi.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vladimir-nabokov-soglyadataj-stranica-5.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/programma-federacii-nezavisimih-profsoyuzov-rossii-12-14-yanvarya-2011-goda-v-moskve-v-passazhirskom-vagonnom-depo.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-uchitelyu-rabotayushemu-s-umstvenno-otstalimi-detmi-sostavitel.html
  • notebook.bystrickaya.ru/i-zakonodatelstvo-es-stranica-5.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/repertuarnij-list-narodnogo-artista-sssr-i-m-smoktunovskogo-smoktunovskij-bit-bit.html
  • assessments.bystrickaya.ru/diplom-mgpu.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-na-temu-vliyanie-taktiki-semejnogo-vospitaniya-na-psihicheskoe-razvitie-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
  • pisat.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-13-29-osobennosti-organizacii-obrazovatelnogo-processa-30-40-stranica-4.html
  • occupation.bystrickaya.ru/ob-itogovom-otchete-o-realizacii-gosudarstvennoj-programmi.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.