.RU

Социальная роль - Руководство трудовым коллективом 22


^ Социальная роль
Социальное поведение личности во многом связано с ее ролью. Понятие "роль" в социальной психологии означает социальную функцию личности, соответствующий принятым нормам способ поведения в зависимости от ее статуса (позиций) в системе межличностных отношений. Такое понимание связано с тем, что в сходных обстоятельствах (например, на одном предприятии) работники, занимая одинаковые должности, ведут себя в трудовом процессе одинаково в соответствии с требованиями производства, т.е. их трудовое поведение регламентируется соответ­ствующими документами (положениями, должностными инструкциями и т.д.). Другими словами, роль - это устойчивый шаблон поведения, воспроизводимый людьми, имеющими одинаковый статус (позицию) в социальной системе. В роли отражаются, следовательно, социально- типические аспекты поведения.

Исходя из приведенного определения социальная роль выполняет две функции:

1) указывает человеку, как ему вести себя в данной позиции (студента, покупателя в магазине, пассажира в автобусе, сына в семье и т.д.);

2) формирует определенные ожидания партнера от поведения ее исполнителя, которые, в свою очередь, определяют ответное поведение партнера. Функциональная роль каждого члена трудового коллектива определяется; должностными инструкциями (продавца, бригадира и т.д.) в которых отражены обязанности, права, ответственностью работника, его официальные взаимосвязи с другими членами коллектива, а также основные требования к его профессиональным качествам. Подробная и ясная должностная инструкция является основой для адекватного понимания) и усвоения функциональной роли. Однако, как свидетельствуют результаты социологических исследований, детальная регламентация функциональной деятельности работника не всегда бывает обоснованной, т.е. инструкция должна устанавливать известную степень самостоятельности работника, возможность для проявления инициативы и творчества.

Изложенное позволяет раскрыть структуру (внутреннее строение) социальной роли. В нее входят следующие элементы:

1) ролевые предписания (социальные и групповые нормы поведения, требования конкретной профессии, должности и т.д.);

2) ролевые ожидания;

3) ролевое поведение (т.е. исполнение роли);

4) оценка ролевого поведения;

5) санкции (в случае неисполнения роли). Центральным элементом структуры, который позволяет объяснить, почему одну и ту же роль, например линейного Руководителя (менеджера) на предприятии, разные люди выполняют неодинаково, является понятие "ролевое поведение".

Большую роль в формировании и сплочении коллектива играет стиль руководства. Руководитель в своей повседневной деятельности должен учитывать, что его работники обладают различными характерами, социально-психологическими качествами, различной общеобразовательной и специальной подготовкой. Это требует от него изучения их характера, умения выбрать способы воздействия на человека в зависимости от черт характера, специфики деятельности, социальных характеристик. Далеко не каждый специалист может быть хорошим руководителем.

В связи с этим особенно актуальным становится определение степени соответствия личностных и деловых качеств руководителей функциональным требованиям.

В процессе сплочения коллектива немалую роль играет процесс общения.

Общение - потребность человека, важнейшее условие его трудовой деятельности, сила, организующая и сплачивающая коллектив.

Общение как средство сплочения трудового коллектива выполняет познавательную, коммуникативную и регулятивную функции.

Познавательная функция состоит в том, что члены коллектива или группы, общаясь, обмениваются информацией о себе самих, своих товарищах, путях и методах решения поставленных перед ними задач. В процессе такого обмена у каждого из членов коллектива появляется возможность узнавать более эффективные приемы и методы работы, соотносить свой индивидуальный стиль ее выполнения с общим и выполнять так свою работу, чтобы это соответствовало правилам и методам, принятым в данном коллективе. А это формирует необходимое для нормального функционирования коллектива трудовое единство.

Коммуникативная функция состоит в том, что члены коллектива, общаясь, формируют свое и общеколлективное эмоциональное состояние. Эмоции - ответная реакция человека на те или иные раздражения. В процессе общения рождаются различные виды эмоций. Общение может сопровождаться эффектом сочувствия, соучастия, взаимопонимания и способствовать эмоциональной разрядке состояния человека, но может создавать и определенный уровень эмоциональной напряженности, психологический барьер предвзятости, неприятия, отчужденности.

Регулятивная функция проявляется в воздействии членов коллектива на своих товарищей по труду, на их поведение, действия, активность, систему ценностных ориентаций. Она регулирует взаимодействия членов коллектива и формирует отношения в большей степени по вертикали (в системе руководитель-подчиненный). Важную роль в формировании этих отношений играет руководитель. Эффективность его воздействия на коллектив в значительной степени зависит от организации общения с подчиненными. Руководитель должен быть беспристрастным, одинаково со всеми подчиненными взыскательным и требовательным. Но требовательность срабатывает тогда, когда она организационно продумана, психологически обоснованна и выражена в форме, соответствующей нравственным нормам. Грубая команда, окрики не только не способствует эффективному решению общих дел, сплочению коллектива, а создают еще новые осложнения, раздражают и разобщают его членов.

Однако проблему формирования отношений в коллективе, его сплочения следует рассматривать не только через систему отношений руководитель-подчиненный, но и подчиненный-руководитель. Подчиненные знают, каким должен быть руководитель и как он должен строить свои отношения с подчиненными: соблюдать определенные правила общения, учитывать индивидуальные особенности подчиненных, их состояние здоровья, настроение и т.д. Это в полной мере относится и к подчиненным. Нередко требовательность руководителя к подчиненному воспринимается последним как жестокость, черствость, придирки.

Реализация рассмотренных функций формирует в коллективе определенную систему отношений, которые разделяются на формальные (деловые, официальные) и неформальные (личные, неофициальные). Формальные отношения складываются между людьми при выполнении ими определенных производственных ролей. Они отражают функциональные связи между должностными лицами, работниками различных категорий и квалификации, руководителями и подчиненными, в основе их лежат нормы, стандарты, права и обязанности. Содержанием формальных отношений являются взаимная требовательность, ответственность, товарищеское сотрудничество, взаимопомощь.

В каждом трудовом коллективе наряду с формальными отношениями существуют неформальные отношения, микроструктура коллектива. Они также возникают при функциональных связях между членами коллектива, но на базе их индивидуально-личностных качеств и выражаются в оценке этих качеств. Эти отношения могут возникать между друзьями и недругами, приятелями и недоброжелателями как по поводу официальных, так и неофициальных функций. Основой неформальных отношений являются влечения и отвержения, притяжения и отталкивания, симпатии и антипатии.

Формальные и неформальные отношения находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии. Формальные отношения могут вызывать к жизни неформальные, замедлять или ускорять процесс их развития, придавать ему определенную направленность и социальный характер. Неформальные отношения, в свою очередь, могут активно влиять на формальные, приобретать устойчивый характер и перерастать в формальные. Они могут дополнять, конкретизировать, способствовать целям формальных отношений, могут быть индифферентными, безразличными к ним, а могут и противоречить этим целям.

Очень важно, чтобы неформальные отношения не только не противоречили формальным, а служили их естественным дополнением и в этом многое зависит от руководителя коллектива. Руководитель является формальным лидером, а его подчиненные могут объединяться в неформальные группы, в которых будут свои неформальные лидеры. И если у руководителя достаточно здравого смысла и опыта, то он постарается завоевать доверие неформального лидера и через него влиять на поведение членов неформальной группы.

sinkretichn-drugoryadn-chleni-rechennya-z-obktno-prostorovim-znachennyam-chast-9.html
sinonim-alternativnie-metodi-zemledeliya-biologicheskoe-zemledelie-organicheskoe-zemledelie-ekologicheskoe-zemledelie.html
sinonimi-kak-stilisticheskoe-sredstvo-virazitelnosti-v-poezii-g-matyukovskogo.html
sinonimiya-antonimiya-polisemiya-omonimiya-konversiya-uchebno-metodicheskoe-posobie-po-kursu-yazikoznanie.html
sinopsis-ili-chto-bilo-ranshe-stranica-13.html
sinopsis-ili-chto-bilo-ranshe-stranica-20.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-bumazhnaya-plastika.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-i-pravila-provedeniya-vstupitelnogo-ispitaniya-po-tvorcheskomu-ekzamenu.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prigranichnaya-torgovlya.html
  • writing.bystrickaya.ru/glava-4-yurij-vladimirovich-vladimirov.html
  • spur.bystrickaya.ru/licenziya-federalnoj-sluzhbi-po-nadzoru-v-sfere-obrazovaniya-i-nauki-stranica-6.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kurs-upravlencheskie-resheniya-temi-dokladov-50-ballov-individualno-trebovaniya-k-soderzhaniyu-i-oformleniyu-doklada.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-71-kniga-snabzhena-unikalnim-imennim-ukazatelem-k-iiiitomam-istorii-russkogo-naroda-v-xx-veke.html
  • institute.bystrickaya.ru/g-volgograd-ul-sovetskaya-22-more-putevok-ip-dolgova-a-v.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-zaochnom-otdelenii-zhurnalistiki-v-tgu.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vstrechi-s-dyavolom-sni-i-grezi-evgeniya-cvetkova.html
  • books.bystrickaya.ru/dhammapada-stranica-3.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dlo-vihod-najden-posobie-po-beremennosti-i-rodam-virastet-do-23-400-rublej-uzhe-v-sentyabre-trud-16-08-2007.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/referat-na-temu-istoriya-ukraini.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovi-filosofii.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/proektirovanie-uroka-po-teme-proshloe-i-nastoyashee-rossii-metodicheskoe-posobie-dlya-uchitelya-k-kursu-okruzhayushij-mir.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/yazik-multimedia-kak-sociokulturnij-fenomen.html
  • control.bystrickaya.ru/buhgalterskaya-finansovaya-otchetnost-istoriya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-merah-po-realizacii-kiotskogo-protokola-k-ramochnoj-konvencii-organizacii-obedinennih-nacij-ob-izmenenii-klimata.html
  • institute.bystrickaya.ru/fetishizm-referat-na-temu.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-vozmozhnosti-narusheniya-vtorogo-nachala-termodinamiki-v-kvantovoj-sisteme.html
  • control.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-za-oktyabr-2005-goda.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-ministerstva-zdravoohraneniya-rossijskoj-federacii-o-shtatnih-normativah-centra-otdeleniya-obshej-vrachebnoj-semejnoj-praktiki-ot-21-03-2003g-112-izvlecheniya.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-kontrakta-tehnicheskoe-zadanie-forma-podachi-konkursnogo-predlozheniya-tablica-cen.html
  • institute.bystrickaya.ru/federalnij-zakon-ot-29-dekabrya-2006g-n256-fz-o-dopolnitelnih-merah-gosudarstvennoj-podderzhki-semej-imeyushih-detej.html
  • thescience.bystrickaya.ru/indeksi-izmeneniya-smetnoj-stoimosti-rossijskoj-federacii.html
  • holiday.bystrickaya.ru/na-meste-pozhara-v-peterburge-najdeni-tela-dvoih-pogibshih-informacionnoe-agentstvo-novij-region-rossiya-20032012.html
  • composition.bystrickaya.ru/passazhirskij-transport-respubliki-kareliya-istoriya-perspektivi-sovremennost.html
  • abstract.bystrickaya.ru/101-obrasheniya-privetstviya-znakomstva-belorusskij-gosudarstvennij-universitet-fakultet-mezhdunarodnih-otnoshenij.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-razvlekatelnih-meropriyatij-s-30-12-2011-po-09-01-2012-data.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-5-tema-prestupleniya-v-sfere-tamozhennogo-dela.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rekomenduemaya-literatura-v-povsednevnoj-zhizni.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/sovremennie-predstavleniya-o-solnechnoj-sisteme-chast-3.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-seminarskih-zanyatij-po-kursu-grazhdanskoe-pravo-dlya-studentov-pkursa-meo-razdel.html
  • bukva.bystrickaya.ru/protokoli-i-serveri-interneta.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mezhregionalnaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-logopedov-plan-strategicheskogo-razvitiya-ippst-2010-2014-gg.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.