Социальная роль - Руководство трудовым коллективом 22
.RU

Социальная роль - Руководство трудовым коллективом 22


^ Социальная роль
Социальное поведение личности во многом связано с ее ролью. Понятие "роль" в социальной психологии означает социальную функцию личности, соответствующий принятым нормам способ поведения в зависимости от ее статуса (позиций) в системе межличностных отношений. Такое понимание связано с тем, что в сходных обстоятельствах (например, на одном предприятии) работники, занимая одинаковые должности, ведут себя в трудовом процессе одинаково в соответствии с требованиями производства, т.е. их трудовое поведение регламентируется соответ­ствующими документами (положениями, должностными инструкциями и т.д.). Другими словами, роль - это устойчивый шаблон поведения, воспроизводимый людьми, имеющими одинаковый статус (позицию) в социальной системе. В роли отражаются, следовательно, социально- типические аспекты поведения.

Исходя из приведенного определения социальная роль выполняет две функции:

1) указывает человеку, как ему вести себя в данной позиции (студента, покупателя в магазине, пассажира в автобусе, сына в семье и т.д.);

2) формирует определенные ожидания партнера от поведения ее исполнителя, которые, в свою очередь, определяют ответное поведение партнера. Функциональная роль каждого члена трудового коллектива определяется; должностными инструкциями (продавца, бригадира и т.д.) в которых отражены обязанности, права, ответственностью работника, его официальные взаимосвязи с другими членами коллектива, а также основные требования к его профессиональным качествам. Подробная и ясная должностная инструкция является основой для адекватного понимания) и усвоения функциональной роли. Однако, как свидетельствуют результаты социологических исследований, детальная регламентация функциональной деятельности работника не всегда бывает обоснованной, т.е. инструкция должна устанавливать известную степень самостоятельности работника, возможность для проявления инициативы и творчества.

Изложенное позволяет раскрыть структуру (внутреннее строение) социальной роли. В нее входят следующие элементы:

1) ролевые предписания (социальные и групповые нормы поведения, требования конкретной профессии, должности и т.д.);

2) ролевые ожидания;

3) ролевое поведение (т.е. исполнение роли);

4) оценка ролевого поведения;

5) санкции (в случае неисполнения роли). Центральным элементом структуры, который позволяет объяснить, почему одну и ту же роль, например линейного Руководителя (менеджера) на предприятии, разные люди выполняют неодинаково, является понятие "ролевое поведение".

Большую роль в формировании и сплочении коллектива играет стиль руководства. Руководитель в своей повседневной деятельности должен учитывать, что его работники обладают различными характерами, социально-психологическими качествами, различной общеобразовательной и специальной подготовкой. Это требует от него изучения их характера, умения выбрать способы воздействия на человека в зависимости от черт характера, специфики деятельности, социальных характеристик. Далеко не каждый специалист может быть хорошим руководителем.

В связи с этим особенно актуальным становится определение степени соответствия личностных и деловых качеств руководителей функциональным требованиям.

В процессе сплочения коллектива немалую роль играет процесс общения.

Общение - потребность человека, важнейшее условие его трудовой деятельности, сила, организующая и сплачивающая коллектив.

Общение как средство сплочения трудового коллектива выполняет познавательную, коммуникативную и регулятивную функции.

Познавательная функция состоит в том, что члены коллектива или группы, общаясь, обмениваются информацией о себе самих, своих товарищах, путях и методах решения поставленных перед ними задач. В процессе такого обмена у каждого из членов коллектива появляется возможность узнавать более эффективные приемы и методы работы, соотносить свой индивидуальный стиль ее выполнения с общим и выполнять так свою работу, чтобы это соответствовало правилам и методам, принятым в данном коллективе. А это формирует необходимое для нормального функционирования коллектива трудовое единство.

Коммуникативная функция состоит в том, что члены коллектива, общаясь, формируют свое и общеколлективное эмоциональное состояние. Эмоции - ответная реакция человека на те или иные раздражения. В процессе общения рождаются различные виды эмоций. Общение может сопровождаться эффектом сочувствия, соучастия, взаимопонимания и способствовать эмоциональной разрядке состояния человека, но может создавать и определенный уровень эмоциональной напряженности, психологический барьер предвзятости, неприятия, отчужденности.

Регулятивная функция проявляется в воздействии членов коллектива на своих товарищей по труду, на их поведение, действия, активность, систему ценностных ориентаций. Она регулирует взаимодействия членов коллектива и формирует отношения в большей степени по вертикали (в системе руководитель-подчиненный). Важную роль в формировании этих отношений играет руководитель. Эффективность его воздействия на коллектив в значительной степени зависит от организации общения с подчиненными. Руководитель должен быть беспристрастным, одинаково со всеми подчиненными взыскательным и требовательным. Но требовательность срабатывает тогда, когда она организационно продумана, психологически обоснованна и выражена в форме, соответствующей нравственным нормам. Грубая команда, окрики не только не способствует эффективному решению общих дел, сплочению коллектива, а создают еще новые осложнения, раздражают и разобщают его членов.

Однако проблему формирования отношений в коллективе, его сплочения следует рассматривать не только через систему отношений руководитель-подчиненный, но и подчиненный-руководитель. Подчиненные знают, каким должен быть руководитель и как он должен строить свои отношения с подчиненными: соблюдать определенные правила общения, учитывать индивидуальные особенности подчиненных, их состояние здоровья, настроение и т.д. Это в полной мере относится и к подчиненным. Нередко требовательность руководителя к подчиненному воспринимается последним как жестокость, черствость, придирки.

Реализация рассмотренных функций формирует в коллективе определенную систему отношений, которые разделяются на формальные (деловые, официальные) и неформальные (личные, неофициальные). Формальные отношения складываются между людьми при выполнении ими определенных производственных ролей. Они отражают функциональные связи между должностными лицами, работниками различных категорий и квалификации, руководителями и подчиненными, в основе их лежат нормы, стандарты, права и обязанности. Содержанием формальных отношений являются взаимная требовательность, ответственность, товарищеское сотрудничество, взаимопомощь.

В каждом трудовом коллективе наряду с формальными отношениями существуют неформальные отношения, микроструктура коллектива. Они также возникают при функциональных связях между членами коллектива, но на базе их индивидуально-личностных качеств и выражаются в оценке этих качеств. Эти отношения могут возникать между друзьями и недругами, приятелями и недоброжелателями как по поводу официальных, так и неофициальных функций. Основой неформальных отношений являются влечения и отвержения, притяжения и отталкивания, симпатии и антипатии.

Формальные и неформальные отношения находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии. Формальные отношения могут вызывать к жизни неформальные, замедлять или ускорять процесс их развития, придавать ему определенную направленность и социальный характер. Неформальные отношения, в свою очередь, могут активно влиять на формальные, приобретать устойчивый характер и перерастать в формальные. Они могут дополнять, конкретизировать, способствовать целям формальных отношений, могут быть индифферентными, безразличными к ним, а могут и противоречить этим целям.

Очень важно, чтобы неформальные отношения не только не противоречили формальным, а служили их естественным дополнением и в этом многое зависит от руководителя коллектива. Руководитель является формальным лидером, а его подчиненные могут объединяться в неформальные группы, в которых будут свои неформальные лидеры. И если у руководителя достаточно здравого смысла и опыта, то он постарается завоевать доверие неформального лидера и через него влиять на поведение членов неформальной группы.

sinkretichn-drugoryadn-chleni-rechennya-z-obktno-prostorovim-znachennyam-chast-9.html
sinonim-alternativnie-metodi-zemledeliya-biologicheskoe-zemledelie-organicheskoe-zemledelie-ekologicheskoe-zemledelie.html
sinonimi-kak-stilisticheskoe-sredstvo-virazitelnosti-v-poezii-g-matyukovskogo.html
sinonimiya-antonimiya-polisemiya-omonimiya-konversiya-uchebno-metodicheskoe-posobie-po-kursu-yazikoznanie.html
sinopsis-ili-chto-bilo-ranshe-stranica-13.html
sinopsis-ili-chto-bilo-ranshe-stranica-20.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchetnij-doklad.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-semya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rekomenduemie-temi-referatov.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-vosmaya-ieroglifi-novogo-sveta-kniga-o-bukve-aleksandr-mihajlovich-kondratov-kniga-o-bukve-kondratov-a-m-kniga-o-bukve.html
  • grade.bystrickaya.ru/ntv-segodnya-27022007-yakovenko-aleksandr-gildeeva-liliya-1900-boris-grizlov-monitoring-smi-28-fevralya-2007-g.html
  • assessments.bystrickaya.ru/e-s-galkina-k-voprosu-o-roli-velikoj-bulgarii-stranica-3.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kafedra-psihologii-i-psihofiziologii-bibliograficheskij-ukazatel-trudi-prepodavatelej-ngueu-za-2008-god-otrazhaet.html
  • reading.bystrickaya.ru/m-v-borcova-istoriya-psihologii.html
  • essay.bystrickaya.ru/dano-celoe-chisloa-inaturalnoe-celoe-neotricatelnoe-chislon-vichislit-a-stranica-34.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-gistologii-citologii-i-embriologii-dlya-specialnosti-060105-040400-stomatologiya-fakultet-stomatologicheskij.html
  • learn.bystrickaya.ru/g-d-adeev-g-i-gering-predsedatel-stranica-5.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/sushnost-finansov-i-ih-funkcii.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/praktika-rabovladeniya-na-principah-kazarmi-pod-lozungami-socializma-ne-obsuzhdaemie-voprosi-administrativnoj-deyatelnosti.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obrazovaniya-sssr-ot-27-maya-1982-g-34-m-o-snizhenii-napolnyaemosti-v-specialnih-medicinskih-gruppah-dlya-zanyatij-po-fizicheskoj-kulture-minimalnoe-chislo.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-elektronnij-variant-bez-risunkov-kartin-i-portretov-m-oskva-2005-bbk-87-817-b-20.html
  • znanie.bystrickaya.ru/5-222012-postanovlenie-po-delu-ob-administrativnom-pravonarushenii.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-1-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-fakultetov-psihologii-visshih-uchebnih-zavedenij-po-specialnostyam.html
  • college.bystrickaya.ru/--prizhki-s-mesta-v-dlinu-detskij-sad-52-medvezhonok-obsherazvivayushego-vida-s-prioritetnim-osushestvleniem.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rekomendacii-po-podgotovke-k-rabote-v-usloviyah-vstupleniya-rossii-v-vto-dlya-glav-administracij-rajonov-i-rukovoditelej-municipalnih-obrazovanij-provesti-analiz-sovremennogo-sostoyaniya-predpriyatij-rajona.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/punkt-5-povestki-dnya-doklad-o-polnomochiyah-predstavitelej-na-shestom-soveshanii-konferencii-storon.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnie-voprosi-filosofii-konspekt-lekcij-po-filosofii.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pol-redakciej-doktora-filosofskih-nauk-professora-ch-s-kirvelya-stranica-2.html
  • urok.bystrickaya.ru/privlechenie-novih-klientov-rost-po-otnosheniyu-k-proshlomu-godu-uchebnoe-posobie-federalnoe-agentstvo-po-obrazovaniyu.html
  • writing.bystrickaya.ru/etapi-formirovaniya-sistemi-upravleniya-proizvodstvennimi-zapasami.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-vneurochnoj-deyatelnosti-ya-sredi-lyudej.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-3-dejstvie-normativno-pravovih-aktov-vo-vremeni-v-prostranstve-i-po-krugu-lic.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/koncepciya-oblastnoj-celevoj-programmi-razvitie-gazifikacii-kostromskoj-oblasti-do-2015-goda-stranica-37.html
  • reading.bystrickaya.ru/kursaseminaraprodolzhitelnost-kursa.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/dajdzhest-materialov-mirovih-smi-o-kazahstane-stranica-2.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ekzamena-po-priemu-v-magistraturu-po-specialnosti-6m091000-bibliotechnoe-delo.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/moskva-mnogonacionalnaya-konflikt-ili-soglasie-chast-7.html
  • predmet.bystrickaya.ru/s-socialnoe-obespechenie-sluzhbi-i-uchrezhdeniya-po-uhodu-za-detmi-tretego-gosudarstvennogo-periodicheskogo-doklada.html
  • report.bystrickaya.ru/kabinet-ministrov-pravitelstvo-respubliki-adigeya-upravlenie-po-delam-arhivov-respubliki-adigeya-gosudarstvennoe.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-ii-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-ii-iii.html
  • letter.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-zdorovoe-pitanie-zdorovie-lipchane.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.