.RU

Социометрический метод

Социометрический метод

Малые группы являются одним из основных объектов социально-психологических исследований. С целью изучения различных групповых явлений и процессов разработано большое количество разнообразных методов и методик.

Американский психолог Дж. Морено предложил способ выявления межличностных предпочтений в группе и разработал технику фиксации эмоциональных предпочтений, называемую социометрией, что означает “измеряющая общество”. Метод социометрии предоставляет возможность определить количественные показатели предпочтения, безразличия и отвержения, которые обнаруживаются членами группы в процессе межличностного взаимодействия. Социометрическая техника построена на том, что исследуемые лица выбирают (или отвергают) партнеров для совместного проведения свободного времени, совместной работы или учебы и т.д.

В основу социометрического метода положен вопрос: “С кем бы ты хо­тел (работать, учиться, проводить время?”. По числу полученных от дру­гих членов группы выборов (или отказов) исследователь судит о популярности, эмоциональной притягательности, положении индивида в группе. Социометрические данные об отношениях в группе могут быть выражены графически в виде социограммы , где наглядно представлены переплетения между группировками, наличие социометрических “звезд” (представители группы, выбираемые большинством ее членов), “пренебрегаемых” (представители группы, имеющие наименьшее количество выборов), “изолированных” (представители группы, не имеющие выборов вообще) и “парий” ( представители группы, имеющие только отрицательные выборы).

Социометрический метод является весьма оперативным, поскольку с его помощью может быть достаточно быстро и точно выявлена картина эмоциональных тяготений внутри группы, для определения которой другими методами исследования потребовалось бы значительно большее количество времени.

Исследование межличностных отношений в группе

методом социометрии

Данная методика применима как для начального ознакомления с межличностными отношениями в группе, так и для изучения динамики межличностных отношений в процессе совместного обучения или деятельности. Обязательным условием социометрического исследования выступает включенность каждого из опрашиваемых в систему межличностных отношений данной группы[1] .

Важным моментом социометрического исследования является тщательный подбор вопросов (социометрических критериев), которые должны отражать реальные интересы и ситуации изучаемой группы.

Социометрический критерий должен удовлетворять общим требованиям, предъявляемым к формулировке вопросов в любом исследовании:

1) вопрос должен быть конкретным, общепонятным;

2) вопрос не должен содержать слов с двойным значением;

3) вопрос должен указывать место, время и контекст, которые необходимо учитывать при ответе;

4) формулировка вопроса и его смысл должны учитывать личный социальный опыт опрашиваемых в той сфере, которую затрагивает вопрос.

Выбор критериев определяется задачей исследования. Если мы хотим выявить студентов, способных возглавить группу (например, выбрать старосту, профорга), то на выяснение этого и должны быть направлены отобранные критерии. При изучении взаимных симпатий критерии будут иными.

Варианты социометрических критериев и соответствующие им вопросы:

1. Ролевой критерий. Если бы Вы были старостой, кого бы Вы включили в состав группы для выполнения ответственного задания?

2. Функциональный критерий. Кто из членов группы, по Вашему мнению, может быть старостой?

3. Деловой критерий. С кем бы Вы хотели остаться в учебной группе, если группа будет переформирована?

4. Эмоциональный критерий. К кому из товарищей по группе Вы бы обратились в трудную минуту?

5. Коммуникативный критерий. С кем из товарищей по группе Вы бы хотели провести свои каникулы?

Шаг 1. Инструкция

В соответствии с количеством участников исследования должны быть заранее подготовлены социометрические карточки, куда вносятся и вопросы-критерии.

Заполнение социометрических карточек каждый участник производит самостоятельно. Участие в социометрическом исследовании носит анонимный и добровольный характер.

Результаты опроса полностью не сообщаются опрашиваемым. Следует помнить, что раскрытие всей системы неформальных связей может привести к нежелательным изменениям в структуре взаимоотношений группы.

Исследование начинается с подробного разъяснения условий проведения, порядка заполнения социометрической карточки.

При заполнении социометрической матрицы следует помнить, выбор в первую очередь – 3 балла, во вторую – 2 балла, в третью – 1 балл.

Социометрическая карточка

ФИО__________________________ группа_______________


socialnie-problemi-proektnih-rabot-po-kursu-istoriya-stran-latinskoj-ameriki-v-1918-2008-gg.html
socialnie-problemi-v-obrazovanii-d-v-gorishnij-izvestiya-visshih-uchebnih-zavedenij-severo-kavkazskij-region.html
socialnie-processi.html
socialnie-proekti-poyasnitelnaya-zapiska-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-mou-srednyaya.html
socialnie-riski-medikalizacii-beremennosti-14-02-05-sociologiya-medicini.html
socialnie-servisi-setevih-soobshestv-v-pomosh-uchitelyu-vladivostok-2006-patarakin-e-d.html
  • shkola.bystrickaya.ru/na-bumage-vse-gladko-vladimir-lvovich-levi.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-komu-adresovana-programma.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sillabus-pn-psihologiya-tarihi-kurs.html
  • turn.bystrickaya.ru/oreksinergicheskie-nejroni-gipotalamusa-kris-wistar-posle-vvedeniya-lipopolisaharida-14-00-16-patologicheskaya-fiziologiya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/semya-malenkij-hram-horoshie-novosti-s-evgeniej-korobkovoj-24.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tarih-arheologiya-zhne-etnologiya-fakultetn-1-k-magistranti-temirbaeva-ajtolin.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/a-a-kajgorodcev-ekonomicheskaya-i-prodovolstvennaya-bezopasnost-kazahstana-voprosi-teorii-metodologii-praktiki.html
  • spur.bystrickaya.ru/konkurs-metodicheskih-materialov-nominaciya-obrazovatelnie-programmi.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-rezultati-raboti-avtobusa-zapolnyaetsya-pri-buhgalterskij-i-nalogovij-uchet-avtotransporta.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-lekcionnogo-kursa-dlya-studentov-istoricheskogo-otdeleniya-2j-kurs-tretij-semestr.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/5shum-i-ego-vozdejstvie-na-organizm-cheloveka-konspekt-lekcij-dlya-studentov-4-kursa-specialnostej-t-v-eps-ens-ats-evm.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-chetvertij-testi-po-grammatike-russkogo-yazika-kontrolnie-raboti.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polyarizaciya-rasseyannogo-sveta.html
  • textbook.bystrickaya.ru/intonaciya-i-smislovaya-diskretnost-ustnoj-rechi-vstuplenie.html
  • write.bystrickaya.ru/ezhekvartalnij-otchet-otkritogo-akcionernogo-obshestva-shestaya-generiruyushaya-kompaniya-optovogo-rinka-elektroenergii-kod-emitenta.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ispaniya-franciya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-konkurse-prinimayut-uchastie-obuchayushiesya-uchrezhdenij-i-strukturnih-podrazdelenij-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej.html
  • thescience.bystrickaya.ru/iii-razlichnie-metodi-gipnotizirovaniya-uroki-samovospitaniya-i-samousovershenstvovaniya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplina-mirovaya-ekonomika-naimenovanie-disciplini-soglasno-uchebnomu-planu.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/arenda-rinok-arendi-nezhilih-pomeshenij-chast-7.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/sopostavitelnij-analiz-stihotvorenij-mandelshtama-zabludilsya-ya-v-nebe-chto-delat.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-2-saharnij-diabet-i-obmen-veshestv-tochnaya-insulinoterapiya-insulinzavisimogo-saharnogo-diabeta-praktika-tochnogo.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-obilandi-batir.html
  • institut.bystrickaya.ru/teoreticheskie-osnovi-i-tehnologii-izvlecheniya-geotermalnoj-energii-s-ispolzovaniem-absorbcionnih-teplovih-nasosov.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/2-obrazovanie-uma-ne-pribavlyaet-stranica-31.html
  • desk.bystrickaya.ru/osobennosti-sovremennogo-ztavz-integracii-nauki-i-proizvodstva-uchebnoe-posobie-dlya-vuzov.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-iz-opita-raboti-mou-pichaevskoj-sosh.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-osnovi-literaturnogo-razvitiya-mladshih-shkolnikov-metodicheskie-rekomendacii-k-uchebniku-literaturnoe.html
  • student.bystrickaya.ru/3-glyadya-na-mir-shiroko-zakritimi-glazami-v-a-kutiryov-chelovecheskoe-i-inoe-borba-mirov-sankt-peterburg-aletejya.html
  • college.bystrickaya.ru/2-amulet-skarabej-predislovie.html
  • school.bystrickaya.ru/finansovoe-planirovanie-na-predpriyatii.html
  • school.bystrickaya.ru/kvalifikacii-01-dizajner-graficheskij-dizajn.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/o-v-dudnik-rukovoditel-mezhregionalnogo-territorialnogo-stranica-9.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zamestitel-komandira-batalona-voennaya-prisyaga.html
  • assessments.bystrickaya.ru/ekologicheskaya-ekspertiza-v-rossii-chast-33.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.