.RU

Социометрический метод

Социометрический метод

Малые группы являются одним из основных объектов социально-психологических исследований. С целью изучения различных групповых явлений и процессов разработано большое количество разнообразных методов и методик.

Американский психолог Дж. Морено предложил способ выявления межличностных предпочтений в группе и разработал технику фиксации эмоциональных предпочтений, называемую социометрией, что означает “измеряющая общество”. Метод социометрии предоставляет возможность определить количественные показатели предпочтения, безразличия и отвержения, которые обнаруживаются членами группы в процессе межличностного взаимодействия. Социометрическая техника построена на том, что исследуемые лица выбирают (или отвергают) партнеров для совместного проведения свободного времени, совместной работы или учебы и т.д.

В основу социометрического метода положен вопрос: “С кем бы ты хо­тел (работать, учиться, проводить время?”. По числу полученных от дру­гих членов группы выборов (или отказов) исследователь судит о популярности, эмоциональной притягательности, положении индивида в группе. Социометрические данные об отношениях в группе могут быть выражены графически в виде социограммы , где наглядно представлены переплетения между группировками, наличие социометрических “звезд” (представители группы, выбираемые большинством ее членов), “пренебрегаемых” (представители группы, имеющие наименьшее количество выборов), “изолированных” (представители группы, не имеющие выборов вообще) и “парий” ( представители группы, имеющие только отрицательные выборы).

Социометрический метод является весьма оперативным, поскольку с его помощью может быть достаточно быстро и точно выявлена картина эмоциональных тяготений внутри группы, для определения которой другими методами исследования потребовалось бы значительно большее количество времени.

Исследование межличностных отношений в группе

методом социометрии

Данная методика применима как для начального ознакомления с межличностными отношениями в группе, так и для изучения динамики межличностных отношений в процессе совместного обучения или деятельности. Обязательным условием социометрического исследования выступает включенность каждого из опрашиваемых в систему межличностных отношений данной группы[1] .

Важным моментом социометрического исследования является тщательный подбор вопросов (социометрических критериев), которые должны отражать реальные интересы и ситуации изучаемой группы.

Социометрический критерий должен удовлетворять общим требованиям, предъявляемым к формулировке вопросов в любом исследовании:

1) вопрос должен быть конкретным, общепонятным;

2) вопрос не должен содержать слов с двойным значением;

3) вопрос должен указывать место, время и контекст, которые необходимо учитывать при ответе;

4) формулировка вопроса и его смысл должны учитывать личный социальный опыт опрашиваемых в той сфере, которую затрагивает вопрос.

Выбор критериев определяется задачей исследования. Если мы хотим выявить студентов, способных возглавить группу (например, выбрать старосту, профорга), то на выяснение этого и должны быть направлены отобранные критерии. При изучении взаимных симпатий критерии будут иными.

Варианты социометрических критериев и соответствующие им вопросы:

1. Ролевой критерий. Если бы Вы были старостой, кого бы Вы включили в состав группы для выполнения ответственного задания?

2. Функциональный критерий. Кто из членов группы, по Вашему мнению, может быть старостой?

3. Деловой критерий. С кем бы Вы хотели остаться в учебной группе, если группа будет переформирована?

4. Эмоциональный критерий. К кому из товарищей по группе Вы бы обратились в трудную минуту?

5. Коммуникативный критерий. С кем из товарищей по группе Вы бы хотели провести свои каникулы?

Шаг 1. Инструкция

В соответствии с количеством участников исследования должны быть заранее подготовлены социометрические карточки, куда вносятся и вопросы-критерии.

Заполнение социометрических карточек каждый участник производит самостоятельно. Участие в социометрическом исследовании носит анонимный и добровольный характер.

Результаты опроса полностью не сообщаются опрашиваемым. Следует помнить, что раскрытие всей системы неформальных связей может привести к нежелательным изменениям в структуре взаимоотношений группы.

Исследование начинается с подробного разъяснения условий проведения, порядка заполнения социометрической карточки.

При заполнении социометрической матрицы следует помнить, выбор в первую очередь – 3 балла, во вторую – 2 балла, в третью – 1 балл.

Социометрическая карточка

ФИО__________________________ группа_______________


socialnie-problemi-proektnih-rabot-po-kursu-istoriya-stran-latinskoj-ameriki-v-1918-2008-gg.html
socialnie-problemi-v-obrazovanii-d-v-gorishnij-izvestiya-visshih-uchebnih-zavedenij-severo-kavkazskij-region.html
socialnie-processi.html
socialnie-proekti-poyasnitelnaya-zapiska-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-mou-srednyaya.html
socialnie-riski-medikalizacii-beremennosti-14-02-05-sociologiya-medicini.html
socialnie-servisi-setevih-soobshestv-v-pomosh-uchitelyu-vladivostok-2006-patarakin-e-d.html
  • bukva.bystrickaya.ru/muzikalnoe-obrazovanie-v-sovremennom-polikulturnom-kontekste.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/urok-russkogo-yazika-po-teme-morfologicheskij-razbor-narechiya.html
  • writing.bystrickaya.ru/issledovanie-rinka-ustanovki-sistem-ventilyacii-i-kondicionirovaniya-v-sankt-peterburge-na-vtoruyu-polovinu-1999-goda-chast-2.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnosti-080102-mirovaya-ekonomika-moskva-2008-stranica-2.html
  • shkola.bystrickaya.ru/promishlennie-zdaniya-2.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/predislovie-redaktorov-perevoda-vshesti-tomah-tom-1-ergonomika-kompleksnaya-nauchno-tehnicheskaya-disciplina-pod-redakciej.html
  • znanie.bystrickaya.ru/62prodolzhitelnost-stroitelstva-ii-puskovogo-kompleksa-kompleks-9957-2000-redakciya-0-proekt-organizacii-stroitelstva.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/publichnij-otchet-direktora-vaskovoj-inni-yurevni-2011-god-obshie-harakteristiki-zavedeniya-status-po-ustavu-stranica-3.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-2-iran-i-o-ponomareva-metodicheskij-material-podgotovlen.html
  • letter.bystrickaya.ru/naznachenie-i-boevie-svojstva-avtomata-kalashnikova.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-rabota-v-integrirana-programna-sreda-tehnologiya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/programma-institucionalnogo-razvitiya-tasis.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/socalna-poltika-ukrani-ta-perspektivi-rozvitku.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/virus-immunodeficita-cheloveka-i-tuberkulez.html
  • education.bystrickaya.ru/1-naznachenie-i-oblast-primeneniya-stranica-17.html
  • occupation.bystrickaya.ru/molodezh-i-narkotiki-popov-v-a-k68-profilaktika-narkoticheskoj-zavisimosti-u-detej-i-molodezhi-ucheb-posobie-dlya.html
  • institute.bystrickaya.ru/estestvennonauchnij-profil-primernaya-programma-uchebnoj-disciplini-informatika-i-ikt.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-sostavlenie-zaprosov-dlya-poiskovih-sistem-s-ispolzovaniem-logicheskih-virazhenij.html
  • klass.bystrickaya.ru/5-istoriya-razvitiya-rossijskogo-prava-okruzhayushej-sredi-brinchukm-m-b87-ekologicheskoe-pravo-pravo-okruzhayushej.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-8-avtomatizaciya-processov-dokumentacionnogo-obespecheniya-upravleniya.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razvitie-rossijskoj-gosudarstvennoj-statistiki-chast-7.html
  • control.bystrickaya.ru/bileti-i-otveti-po-turizmu-i-ekskursiyam-chast-75.html
  • desk.bystrickaya.ru/okruzhnie-kollegialnie-sudi-vprave-v-kachestve-pervoj-i-edinstvennoj-instancii-razreshat-konstitucionno-pravovie-kollizii-v-ramkah-pryamogo-amparo-v-sleduyushih-situaciyah.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prepodobnij-simeon-novij-bogoslov-slova-53-92-1993-stranica-14.html
  • student.bystrickaya.ru/123problemnie-seminari-analiz-uchebno-metodicheskoj-raboti-za-2008-2009-uchebnij-god.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-1-prostranstva-i-klassi-predprinimaemoe-zdes-issledovanie-soderzhit-smelij-zamisel-bit.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konspekt-uroka-po-fizicheskoj-kulture-4-go-klassa-obshego-profilya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/shedevri-mirovoj-nauki-biblioteka-psihoanaliticheskoj-literaturi-pod-obshej-redakciej-professora-m-m-reshetnikova-stranica-27.html
  • predmet.bystrickaya.ru/spisok-ispolzovannoj-literaturi-10.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/municipalnaya-vlast-ee-yuridicheskie-priznaki-chast-3.html
  • learn.bystrickaya.ru/g-moskva-prospekt-mira-d-126-mnogokanalnij-7-495-762-80-96.html
  • credit.bystrickaya.ru/politika-bezopasnosti-pri-rabote-v-internete-tehnicheskoe-rukovodstvo-stranica-23.html
  • uchit.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-profilnogo-10-klassa-socialno-ekonomicheskaya-gruppa-doklad-direktora-mou-sosh-1.html
  • essay.bystrickaya.ru/britva-henlona-kuzin-f-a-sovremennij-imidzh-delovogo-cheloveka-biznesmena-politika.html
  • knigi.bystrickaya.ru/samostoyatelnaya-rabota-uchebno-metodicheskij-kompleks-obrazovatelnih-programm-professionalnoj-perepodgotovki-i.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.