.RU

соответствие мысли, наших знаний о мире самому ми-ру, объективной действительности. Таким образом, чтобы


соответствие мысли, наших знаний о мире самому ми-
ру, объективной действительности. Таким образом, чтобы
отличить истину от заблуждения необходимо выяснить,
насколько наше знание соответствует действительности.

Марксистская философия утверждает, что любая ис-
тина объективна. Но что значит — объективность истины?
Ведь термин «объективность» означает независимость от
сознания субъекта. А таким свойством обладают лишь ве-
щи, предметы, процессы, но истинными или ложными мо-
гут быть только знания о вещах, а не сами вещи. Объектив-
ность истины, с точки зрения философии марксизма, озна-
чает, что содержание знания совпадает с объективной
действительностью и в этом смысле не зависит от созна-
ния субъекта, «ни от человека, ни от человечества». Но в то
же время истина субъективна по форме выражения. Ее
оформление, то есть способ объективации во внешнем ми-
ре, в сфере науки зависит от особенностей тех людей, ко-
торые формируют данную теорию. Таким образом, значе-
ние объективной истины имеет все достоверные знания
людей, все положения науки, в которых отражается объ-
ективная действительность.

Однако закономерно возникает вопрос: может ли
объективная истина быть выражена в человеческих зна-
ниях сразу, целиком, полностью? Или иначе говоря, может
ли бесконечный мир быть замкнут в конечные формы зна-
ния? Этот вопрос на философском языке формируется как
вопрос о достигаемости абсолютной истины. Ответ на этот

Познание, его возможности и средства 227

вопрос может быть очень прост. Абсолютная истина недо-
стигаема, поскольку мир бесконечен и неисчерпаем. Если
под абсолютной истиной понимать полное и исчерпываю-
щее знание о мире в целом, которым человек может распо-
лагать в какой-то конечный момент времени, то бесспорно
такая абсолютная истина недостижима. Она существует в
гегелевской системе под именем Абсолютного духа.

Но из утверждения о недостижимости абсолютной
истины может следовать вывод о невозможности для че-
ловечества получения полного и достоверного знания о ми-
ре. Следовательно, в каких-то пределах познания мира не-
возможно. В этих пределах разум наталкивается на не-
преодолимые препятствия и вступает в противоречия
(вспомните антиномии разума Канта). Марксистская фи-
лософия стремится преодолеть эти агностические уста-
новки. Ф. Энгельс в работе «Диалектика природы» ут-
верждал, что никакой противоположности между явлени-
ем и «вещью в себе» не существует, а существует
противоречие между тем, что мы знаем и чего мы не знаем.
В теории познания, как и во всех областях науки следует
рассуждать диалектически, то есть не предполагать гото-
вым и неизменным наше знание, а рассматривать конкрет-
но, как из незнания появляется знание, каким образом не-
истинное, неполное знание становится более полным и бо-
лее точным.

Эта проблема в марксистской философии решается
на основе диалектики абсолютной и относительной исти-
ны. В этом случае термин «абсолютная истина» употреб-
ляется в значении, близком значению «объективная исти-
на». Поскольку в каждой научной теории имеется момент
объективного содержания, совпадения мыслей с действи-
тельностью, поскольку в нем имеется момент абсолютной
истины. Но сами теории или другие формы знания носят
относительный характер. Они формируют истину в каких-
то исторически конкретных, преходящих формулах, вы-
сказываниях, теориях. Развитие познания, с этой точки
зрения, можно представить как длительный, непрекра-
щающийся процесс движения относительных истин, кото-
рой приводит к накоплению и обогащению человеческого
знания. Абсолютная истина предстает в таком случае как
бесконечная сумма относительных истин, которые форму-

228

лирует человечество на протяжении всей истории своего
развития. Этот процесс никогда не может завершиться.

Следующий вопрос теории познания состоит в сле-
дующем: а как же мы можем узнать, что в нашем знании, в
теориях содержится момент совпадения с объективной
действительностью или, выражаясь языком Канта, что да-
ет нам возможность сопоставить явления и «вещи сами по
себе»? Марксистская философия отвечает на этот вопрос
однозначно — практика. Практика является критерием
истины. Только те результаты познания, которые прошли
проверку практикой, могут претендовать на роль истины
потому, что она как материально-чувственная деятель-
ность людей имеет качество непосредственной действи-
тельности. Практика соединяет и соотносит объект и дей-
ствие, производимое в соответствие с мыслью о нем. Имен-
но в таком действии и проявляется истинность мысли.

Практическая проверка истинности знаний, теорий
может носить многообразные формы в соответствие с осо-
бенностями тех сфер знания, которые требуют данной про-
верки. Такой формой может быть непосредственная реа-
лизации замысла в природной и социальной реальности. В
науке формой практической проверки является экспери-
мент. Для сложных, абстрактных областей познания объ-
ективной формой проверки может служить построение
модели, моделирование.

Персоналистская концепция познания. Знание и вера
Методология рационализма является господствующей в
теории познания. В русле рационализма решает проблемы
гносеологии и диалектический материализм. Однако в со-
временной философии существует и иной подход к про-
блемам познания, который отвергает методологию рацио-
нализма. Этот подход цредставлен рядом школ современ-
ного иррационализма. Представители иррационализма
критикуют основные установки гносеологии рационализ-
ма за их абстрактный, по своей сущности, антигуманный
характер. Они утверждают, что в рационалистической мо-
дели познания предмет познания выступает как нечто
чуждое сознанию исследователя, а мыслительная дея-

Познание, его возможности и средства 229

тельность познающего субъекта принимается во внима-
ние лишь как методика, способ оперирования с объектами,
от которого можно отвлечься, как только получен резуль-
тат. Причем познающему субъекту — ученому, неважно
какое применение найдет этот результат. Это выходит за
рамки интереса исследователя. Важен сам процесс позна-
ния, поиск объективной истины. Термин «объективный» в
их интерпретации принимает оттенок антисубъективнос-
ти, античеловечности, бездушного отношения к действи-
тельности.

Представители иррационализма требуют коренного
пересмотра основных принципов традиционной рациона-
листической гносеологии. Они выступают против произве-
денной рационалистической традицией разрыва познава-
тельного акта на субъектно-объектные отношения.

Поэтому усилия иррационалистов направлены на то,
чтобы преодолеть эту традиционную поляризацию позна-
вательного акта. Примером реализации этой идеи служит
персоналистическая концепция познания как «вовлече-
ние». Познание с этих позиций, рассматривается как всео-
хватывающее движение, которое объединяет субъект со
всем окружающим миром. Оно выступает одновременно и
как непосредственное существование «Я», и как его дейст-
вие, и как познание этого действия. «Познающий субъект
при таком подходе, — считает основоположник француз-
ского персонализма Э. Мунье, — уже не выступает как чис-
тое сознание или безличностное бытие, а как человек, кото-
рый живет и действует: я мыслю с моим телом, с моими ру-
ками, с моей страной, с моим временем. «Я» начинает свое
мышление не от абстрактных идей, изолированных симво-
лов, а от опыта, пронизывающего всю жизнь личности.
Познание больше не выступает как нечто «объективное», а
как нечто такое, куда я глубоко вовлечен, где объект ощу-
щается и объясняется в той мере, насколько включен я в не-
го. Такая форма познания непосредственно организует мою
жизнь и мой быт». В процессе вовлечения, считают персо-
налисты устанавливаются новые отношения между позна-
ющим и познаваемым — это больше не отношения безлич-
ности и безразличия, а отношения заинтересованности.

Преодоление традиционной концепции познания, ос-
нованной на объектно-субъективных отношениях и реа-

230

III

иш

лизацию теории познания с позиции субъективно-субъ-
ектных отношений персонализм связывает с включением
в теорию познания в качестве главного познавательного
средства — эмоционально-чувственных и эмоционально-
волевых факторов любви и веры. «Современная психоло-
гия, — писал другой видный персоналист Ж. Лакруа, —
открыла в любви наиболее совершенный инструмент по-
знания. Любовь утверждает ценность того, на кого направ-
лено это чувство. Она дорожит проявлением индивидуаль-
ного и не стремится превратить его в объект обладания».

Любовь, с точки зрения персоналистов, наиболее
адекватно раскрывается в вере. Поэтому вере принадле-
жит важнейшая роль в познавательном процессе. «Вовле-
ченное познание, — подчеркивает Ж. Лакруа,—имеет ста-
рое и прекрасное имя — вера». Персоналисты стремятся
доказать, что вера входит необходимым составным компо-
нентом во всякий познавательный акт. Она предшествует
знанию, является движущей причиной и конечной целью
познания. Таким образом, в персонализме осуществляет-
ся подмена гносеологического субъекта психологическим.

При разработке теории верований персоналисты
подчеркивают личностные, эмоционально-психологичес-
кие моменты познания, наличие в самом познавательном
акте момента волевого выбора, удовлетворения и т. д. Вера
в этой концепции предстает как некая психологическая
установка, как форма принятия решения без достаточного
экспериментального и логического обоснования. По харак-
теристике М. Недонселя, «вера выражает утвердитель-
ную силу духа. Она является отправной точкой всякого по-
знания, помогает преодолеть разрыв между знанием и не-
знанием, служит средством их интеграции». Для
доказательства этих положений персоналисты использу-
ют тот факт, что в жизни людей, в том числе и в познава-
тельной деятельности, немаловажное значение имеют та-
кие моменты как вера, уверенность, убеждение.

Действительно, следует признать, истина никогда не
выступает в абсолютно законченном и завершенном виде:
какая-то часть нашего знания получила свое подтвержде-
ние общественной практикой и стала объективной исти-
ной, другая же часть еще не проверена и вызывает сомне-
ние. И то, что в процессе познания человек непременно ста-

Познание, его возможности и средства 231

вится перед выбором между более убедительным и менее
убедительным объяснениями процессов действительнос-
ти — является объективным основанием необходимости
веры как определенного этапа в процессе познания. Вера
необходима человеку для мобилизации его духовных и фи-
зических сил, при недостатке информации или отсутствии
достаточных доказательств. Она играет компенсаторную
функцию: в качестве положительной эмоции вера позво-
ляет человеку двигаться дальше в сфере неизвестного

Но персонализм неоправданно расширяет область
применения веры. Он, по сути дела, размывает границы
между рационально-обоснованным знанием и субъектив-
ным выбором человека. Эта тенденция отчетливо прояв-
ляется, когда персоналисты проводят полное отождеств-
ление веры и убеждения. «Всякая уверенность, — заявля-
ет Ж. Лакруа, — есть вера, поскольку она содержит акт
выбора». Постараемся же более внимательно разобраться
в том, какую роль играет вера в познавательном процессе и
как соотносятся друг с другом знания, вера и убеждение.

Проблема роли веры и убеждения в познании может
рассматриваться прежде всего с позиций места в познава-
тельном процессе субъективно-личностных факторов.
Огромное значение этих факторов в познавательном про-
цессе, по-видимому, не отвергает ни одна гносеологичес-
кая теория. В гносеологии признается особо важная роль
субъективного фактора в достижении нового знания. Для
дальнейшего развития научного познания, принятие прак-
тических решений исследователю необходима определен-
ная уверенность в достоверности своих знаний. Особенно
возрастает роль субъективного фактора в познании в слу-
чае принятия принципиально новых решений. Перед ис-
следователем остро встает вопрос о выборе тех или иных
мировоззренческих и методологических посылок. Поэто-
му для мобилизации духовных и физических сил, обрете-
ния психологической стабильности исследователь на раз-
личных этапах творческого процесса может использовать
как веру, так и убеждение.

Убеждение и вера с психологической точки зрения
проявляется одинаково. Они представляют собой субъек-
тивно-личностное отношение человека к объективно не-
однородному знанию. Из всех сведений, которыми распо-

232

лагает человек, предметом веры или убеждения, стано-
вятся те из них, которые имеют знание для его повседнев-
ной жизни. Круг таких сведений определяется особеннос-
тями самой деятельности человека, его практическими и
духовными интересами. Вера и убеждение предполагают
определенное эмоционально-волевое отношение к позна-
ваемому объекту: в каждой из этих форм наличествует мо-
мент волевого выбора, преодоление сомнения, обретения
состояния психологической стабильности. Это проявляет-
ся, например, э готовности человека отстаивать свои убеж-
дения, принимать практические решения.

Но наряду с общими психологическими характерис-
тиками убеждение и вера различаются как по предмету
применения, так и по основаниям принятия решения.
Убеждение — это выражение внутренней уверенности
субъекта в истинности идеи. Предметом убеждения яв-
ляется логически обоснованное и практически подтверж-
денное знание о действительности. Знание и убеждение-
однопорядковые явления. Знание в теоретической форме
выражает объект действительности. Убеждение же пере-
водит этот объект в практическую сферу. Оно служит не-
обходимым средством реализации знаний, создает целеу-
стремленность, эмоциональное возбуждение, которое не-
обходимо для практической реализации идеи. В случае
убеждения объективно истинное знание переходит во вну-
треннюю уверенность человека, которая толкает, психо-
логически настраивает его на практическое действие. Та-
ким образом, убеждение можно истолковать как объек-
тивную истину, оплодотворенную волей, чувствами и
стремлениями человека

Предметом же веры могут быть только те идеи, кото-
рые еще не получили достаточного логического обоснова-
ния и не подтверждены практикой, т. е. не имеют значения
объективных истин. В той ситуации, когда однозначно
обоснованных и проверенных на практике знаний оказы-
вается недостаточно при формировании той или иной ги-
потезы, при принятии практических решений исследова-
телю приходится руководствоваться верой в правильность
избранного пути, верности выбранных исходных посылок.
Таким образом, вера в отличие от убеждения, имеет в ка-
честве своего предмета гипотетические положения. Эти

^ Познание, его возможности и средства 233

положения формируются на основе познания и практиче-
ской деятельности человека. Но содержание веры нельзя
непосредственно вывести из этих предпосылок. Между ло-
гическими и эмпирическими предпосылками веры и со-
держанием самой веры имеется разрыв, преодоление это-
го разрыва осуществляется на основе волевого выбора, ин-
туиции и других нерациональных форм познания
Проблема состоит в том, как объяснить основание этого
выбора, дать ему естественное или сверхъестественное
толкование. С точки зрения персонализма, основание ве-
ры носит не гносеологический, а этико-религиозный ха-
рактер. Каждое частное верование возможно лишь в силу
приобщения человека к фундаментальной вере — вере в
Бога.

Рационализм, не отрицая присутствия в познава-
тельном процессе нерациональных моментов, интуиции
веры, — считает необходимым дать им естественное объ-
яснение на основе взаимодействия общественной и инди-
видуальной сторон познающего субъекта. Реальный по-
знающий субъект — это индивид, освоивший достиже-
ния человечества, культуру, превративший их в свои
силы и способности. Интуиция — это и есть действие раз-
витого на основе освоения материальной и духовной куль-
туры творческого воображения субъекта, или, как выра-
жается ростовский философ В. Дубровин «действие чу-
жого, общественного «Я» во мне». Следовательно,
реальной базой интуитивных прозрений выступает ин-
териоризованная, то есть освоенная индивидом общест-
венная культура. Но эта культура начинает «говорить» в
индивиде в какие-то особенные моменты, «моменты про-
зрения». Каковы конкретные предпосылки возникнове-
ния этих моментов, раскрывается в учении о роли вооб-
ражения в познании.

Таким образом, основные направления современной
философии признают принципиальную возможность по-
знания действительности. Однако они существенно рас-
ходятся во мнении при решении вопросов о характере про-
цесса познания и наиболее эффективных познавательных
средствах. У каждой школы, течения есть свои серьезные
аргументы и с ними надо считаться в своей теоретической
и практической деятельности.

Д тема14

роблемы научной
рациональности

в современной
«философии науки»

I/ Неокантианские концепции методов научного познания

(Марбургская и Баденская школы)
2/ Разработка методологии научного познания

в позитивизме и неопозитивизме

3/ Концепция науки в критическом рационализме

4/ Научная рациональность как предмет исследования

! отечественной «философии и методологии научного познания»

Рассмотрение проблем и возможностей познания, как мы
убедились по изучению предыдущих тем, является одной
из сквозных проблем истории философии. Однако в различ-
ные эпохи эта проблема приобретает свои специфические
черты, рассматривается в различных ракурсах. В совре-
менную эпоху она связана, прежде всего, с характерными
чертами развития научно-технической цивилизации, с по-
рождаемыми ею формами осознания действительности

Ведущую роль в становлении и развитии научно-тех-
нической цивилизации сыграла и продолжает играть на-
ука. Бесспорные успехи научного познания привели к рас-
пространению в общественном сознание неоправданно за-
вышенных оценок возможностей науки, культа научного
познания. Для многих людей нашего времени вера в науку
в значительной мере заменила веру в Бога. Наука для этих
людей стала играть роль религии, способной дать оконча-
тельные ответы на все коренные проблемы устройства ми-
ра и человеческого бытия. Вместе с тем, отчетливо выявив-
шиеся в наше время антигуманные последствия научно-
технической цивилизации порождают и активную
оппозицию культа научной рациональности. Наука неред-
ко объявляется ответственной за все пороки и грехи совре-
менной цивилизации.

235

В современной философии сформировалось течение,
поставившее перед собой задачу определить особенности
научного познания и его специфику для разных областей
действительности, выявить строение и динамику научно-
го знания, закономерности развития науки. Данное тече-
ние получило название «философия науки». В рамках фи-
лософии науки можно выделить ряд крупных школ: нео-
кантианство, позитивизм и неопозитивизм, критический
рационализм, «философию и методологию научного по-
знания».

Неокантианские концепции методов научного познания
(Марбургская и Баденская школы)

Одним из направлений «философии науки» является нео-
кантианство. Неокантианство стремилось возродить неко-
торые важные принципы философии Канта. Неокантиан-
ство зародилось в 60-х гг. XIX столетия в Германии. Пик
его популярности приходится на конец XIX — начало XX
века. Однако и по сей день оно продолжает оказывать до-
вольно сильное влияние на всю европейскую философию.
В неокантианстве отчетливо выделяется две философские
школы, получившие свое название от имени университет-
ских центров, где работали их представители: Марбург-
ская и Баденская (Фрейбургская). Этим школам присущи
ряд общих установок: 1) положительная оценка ими на-
следия Канта как учения, опираясь на принципы фило-
софствования которого, можно в современных условиях
решить насущные проблемы науки и общественной прак-
тики; 2) ориентация на исследование методов научного по-
знания, понимание философии как критической теории
науки; 3) приверженность трансцендентальному методу
истолкования действительности, в соответствии с кото-
рым познание понимается не как отражение действитель -
ности и не как описание реальности, а как деятельность по
созданию предмета познания вообще, и науки, в частности.
Истолкование же этих общих принципов подхода в раз-
личных школах неокантианства имеет довольно сущест-
венные различия. Рассмотрим же конкретно учение Мар-
бургской и Баденской школ.

236

В Марбургской школе Г. Коген (1842—1918), П. На-
торп (1854—1924), Э. Кассирер (1874—1945) основные уси-
лия были направлены на разработку трансцендентально-
го метода познания. При разработке основных положений
кантовской теории они выступили против истолкования
«вещи в себе» как объективной реальности, которая, дей-
ствуя на органы чувств человека, производит ощущения.
«Вещь в себе», по их мнению, не может быть дана позна-
нию. Однако она «задана», как задаются математической
функцией числовой ряд и каждый из его членов. Следова-
тельно, «вещь в себе» не объект, а цель, регулятивный
принцип познания, его идея. Вместе с тем, неокантианцы
отвергают субъективизм, сводящий все к односторонней
активности мышления. В ортодоксальном субъективизме
они видят угрозу сведения познания, мышления к психо-
логическим процессам.

Трансцендентальный метод в трактовке Марбург-
ской школы сводится к освобождению научного познания
от психологизма, то есть от антропологического обоснова-
ния единства научного знания. Источником научного зна-
ния, по их мнению, является не структура сознания позна-
ющего субъекта, а логическая структура науки. Природа
естествознания вытекает из самих естественных наук.
Следовательно, место, где природа обладает реальностью,
и есть естест венные науки. В результате, теория познания
превращается в логику чистого познания, то есть исследо-
вание логической структуры познания независимо от ее
связей не только с действительностью, но и чувственным
познанием.

Однако, в отличие от неопозитивизма, неокантианцы
искали пути развития логики научного познания не в фор-
мально-аналитической сфере, а в содержательной. Поэто-
му в их изысканиях присутствует довольно сильный налет
гносеологизма. Отсюда вытекают внутренние противоре-
чия неокантианцев. В чем же состоят эти противоречия?
Конечной целью философии объявляется исследование
логических основ точных наук. При этом утверждается,
что логика исследует лишь правильность, закономерность,
всеобщность и необходимость знания, но не истинность.
Однако в неокантианстве постоянно возникает проблема
соотношения знания с действительностью, необходимость

Проблемы научной рациональности в современной «философии науки» 237

ответа на вопрос об объективной основе знания. «Антиме-
тафизическая» направленность их философии исключала
возможность идти по пути Гегеля и восстановить Абсолют
как основу всего бытия, а том числе бытия культуры, одна-
ко марбурщы прибегают к допущению Бога (Коген) или
Логоса (Наторп) как объективной основы бытия, мышле-
ния и нравственности.

^ Баденская школа: В. Виндельбанд (1848—1915),
Г. Риккерт (1863—1936). Разделяя с представителями
Марбургской школы общие установки неокантианства,
философы Баденской школы сконцентрировали свое вни-
мание на разработке методологии научного познания и вы-
текающего из этого переосмысления роли и назначения
философии. Они утверждали, что существует принципи-
альное различие между естествознанием (науками о при-
роде) и обществознанием (науками о культуре или о «ду-
хе»). По их мнению, это различие обусловлено не предме-
том познания, не онтологической основой, а методологией
наук. Основную установку Баденской школы сформули-
ровал В. Винделъбанд в своей речи «История и естест-
вознание»: «Опытные науки ищут в познании реального
мира либо общее, в форме закона природы, либо единич-
ное, в его исторической обусловленности. Одни из них —
суть науки о законах, другие — науки о событиях, первые
учат тому, что всегда имеет место, последние тому — что
однажды было. Научное мышление в первом случае есть
номотетическое [законополагающее. — А. Р.] мышление,
во-втором — мышление идеографическое [описывающее
особенное. — А. Р.]». Отправным моментом для этого деле-
ния наук служит убеждение, что ни одна наука не может
отобразить действительность. Науки только по-разному
преобразуют ее. Естествознание преодолевает многообра-
зие действительности путем отвлечения (абстрагирова-
ния) от частного и особенного, на основе упрощения дейст-
вительности, формулирования общего, а, точнее, всеоб-
щего закона Естествознанию не под силу знание
индивидуального. Впрочем, оно его и не интересует. Одна-
ко для человеческой истории индивидуальное является
главным. Поэтому исторические науки, науки о культуре
занимаются исследованием единичных, неповторимых яв-
лений и событий.

238

Итак, с точки зрения философов Баденской школы,
естественные науки изучают общее, повторяющееся, за-
кономерное в явлениях, руководствуясь генерализирую-
щим (обобщающим) или номотетическим (законополага-
ющим) методом, а науки о культуре — индивидуализиру-
ющим, идеографическим (описывающим) методом.

Главная проблема, которую предстояло решить этим
философам, заключалась в следующем: как возможна на-
ука об индивидуальном, а не об общем. Г. Риккерт предло-
жил такое решение: индивидуальное следует осмысливать
через соотнесение с ценностями. Многообразие событий по-
лучает свое единство через ценностное восприятие. Однако,
по Риккерту, ценности не следует путать с оценкой. Оценка
— это субъективное отношение, не выходящее за пределы
установленных фактов. Ценности же — это независящая от
субъекта реальность. Они действуют сами по себе Ценности
априорны, трансцендентальны, общезначимы.

В каком-то смысле Риккерт прав. Ценности — это ха-
рактеристика не индивидуального, а общественного созна-
ния — идеальные социальные формы, функционирующие
в социальном взаимодействии, но через индивидуальное
сознание, личность. И здесь требуется тщательно разо-
браться, как процесс соотношения индивидуального и об-
щественного сознания реализуется в исторических науках,
науках о культуре. Неокантианцы такой проработки не сде-
лали. Они лишь констатировали отнесение к ценностям как
важнейшее условие индивидуализирующего метода. Вме-
сте с тем, Риккерт признает, что, конечно, и история упро-
щает и преобразует действительность, но она делает это
иначе, чем естествознание. Она относит ее к общезначимой
культурной ценности. При такой переработке действитель-
ности индивидуальность не утрачивается.

Руководствуясь проведенным Кантом различием тео-
ретического и практического разума, неокантианцы уста-
навливают различие между наукой и философией. Науки
опираются на теоретические суждения и эмпирические дан-
ные о сущем. Философия — это нормативное учение, учение
о ценностях — аксиология. Ее предмет — изучение отноше-
ния субъекта и ценности. Ценности, по Риккерту, образуют
совершенно самостоятельное царство, лежащее по ту сторо-
ну субъекта и объекта — «мир трансцендентального смыс-

Проблемы научной рациональности в современной «философии науки» 239

ла». Неокантианцы устанавливают определенную иерархию
ценностей, символизирующую, по их мнению, прогрессивное
развитие в процессе самоопределения человека. Риккерт вы-
числяет шесть сфер духовной жизни: логику, эстетику, мис-
тику, этику, эротику, религию и устанавливает соответству-
ющие им типы ценностей: истину, красоту, надличностную
святость, нравственность, счастье, личную святость.

Неокантианство положило начало разработке новой
отрасли философского знания — науки о ценностях — акси-
ологии. Сформулированные в Баденской школе принципы
методологии научного познания активно используются в со-
временном обществознании, прежде всего, в истории и соци-
ологии. На этих принципах в значительной мере базируется
течение «понимающей социологии», связанное с творчест-
вом Г. Зиммеля, М. Вебера, В. Дильтея и их последователей.

Разработка методологии научного познания
в позитивизме и неопозитивизме

Видное место в разработке методологии научного позна-
ния принадлежит позитивизму. Понятие «позитивизм»
(производное от лат. розйхуиз — положительный) обозна-
чает призыв к философам отказаться от метафизических
абстракций и обратиться к исследованию позитивного зна-
ния. Позитивисты считают, что философия увлеклась ни-
кому не нужными, оторванными от реальной жизни мета-
физическими изысканиями и спорами. Сейчас, в век рас-
цвета позитивной науки, возрастающей роли во всех
сферах жизнедеятельности человека точных и конкрет-
ных знаний, необходимо сосредоточить свое внимание на
«позитивном» в человеческом знании и познании.

Позитивизм исходит из признания существования
некой реальности, которая со всей очевидностью непосред-
ственно дана человеку. Понятия позитивное и данное тож-
дественны. Данное — это то, что поддается проверке эмпи-
рическими или логико-математическими средствами. Эта
проверка должна носить общезначимый характер.

Позитивизм возникает в 30—40 годах XIX в. во Фран-
ции. Родоначальником этого философского течения явля-
ется Огюст Конт (1798—1857). Идеи Конта заимствовали и

240

развили в Англии Герберт Спенсер и Джон Стюарт Милль,
в России — П. Л. Лавров, Н. К Михайловский и др. О. Конт,
в определенной мере, является продолжателем идей
французского Просвещения. Вслед за Сен-Симоном и Да-
ламбером, он сформулировал

registraciya-17-oktyabr-03-stranica-9.html
registraciya-i-reglamentaciya-sluzhebnih-dokumentov.html
registraciya-na-ct.html
registraciya-obrashenij-k-zashishaemim-resursam-zadachi-disciplini.html
registraciya-programmi-dlya-evm-ili-bazi-dannih-7-ispolzovanie-programmi-dlya-evm-ili-bazi-dannih-8.html
registraciya-uchastnikov-poseshenie-yarmarki-idej-i-innovacij.html
  • lecture.bystrickaya.ru/43-osnovnie-instrumenti-effektivnoj-regionalnoj-politiki-napravlennoj-na-reshenie-obshenacionalnih-zadach-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/informaciya-ob-itogah-raboti-po-organizacii-otdiha-ozdorovleniya-i-zanyatosti-detej-i-molodyozhi-v-shahunskom-rajone-v-2011godu.html
  • control.bystrickaya.ru/bileti-dlya-provedeniya-gosudarstvennoj-itogovoj-attestacii-literatura.html
  • bukva.bystrickaya.ru/ponyatie-i-sushnostnie-harakteristiki-modernizacii-1-istoriya-kak-nauka.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnaya-disciplina-b-9-istoriya-i-kultura-marijskogo-naroda.html
  • notebook.bystrickaya.ru/hranitel-stranica-34.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-obucheniya-mehanizatorov-na-2009-2010-g-konstruktivnie-osobennosti-i-pravila-ekspluatacii-kombajnov-rsm-101-vector-410420.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rus-iznachalnaya-stranica-24.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vopros-3-zhilishnoe-pravo-eto-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-teoriya-gosudarstva-i-prava.html
  • desk.bystrickaya.ru/otkliki-v-pechati-o-rabotah-s-avtorstvom-i-soavtorstvom-s-a-ostroumova-o-publikaciyah-i-dokladah-sertifikati-ob-ohrane-intellektualnoj-sobstvennosti-parnes-t.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nyusmejkeri-21.html
  • student.bystrickaya.ru/300-frontovikov-i-truzhenikov-tila-primut-uchastie-v-parade-9-maya-v-arhangelske-informacionnoe-agentstvo-regnum-04052012.html
  • shpora.bystrickaya.ru/yazikovie-osobennosti-opisaniya-mira-veshej-v-pesah-bernarda-shou-stranica-3.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-muk-0001-opredelenie-urovnej-magnitnogo-polya-v-mestah-razmesheniya-peredayushih-sredstv-radioveshaniya-i-radiosvyazi-kilo-gekto-i-dekametrovogo-diapozonov-muk-679-97-stranica-4.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sertificirovannij-pak-zashiti-informacii-i-marshrutizacii-tehnicheskoe-zadanie-na-raboti-po-modernizacii-i-dooborudovaniyu.html
  • school.bystrickaya.ru/42-tomografiya-strukturnih-svojstv-algoritmov-prikladnih-funkcij-srv.html
  • spur.bystrickaya.ru/literatura-po-ekonomike-obshestvennogo-sektora-atkinson-a-b-stigliz-j-e-lectures-on-public-economics-mcgraw-hill-international-edition-1980.html
  • thesis.bystrickaya.ru/potemkinskie-tehnoparki-zhilishno-raketnij-kompleks-modernizaciya-tradicij-rbk-daily-sdavajte-valyutu.html
  • bystrickaya.ru/vlasti-moskvi-namereni-sostikovat-stolichnuyu-sistemu-upravleniya-v-krizisnih-situaciyah-s-podmoskovnoj-ssobyanin-informacionnoe-agentstvo-prajm-tass-01042011.html
  • nauka.bystrickaya.ru/urok-gusitskoe-dvizhenie-v-chehii.html
  • studies.bystrickaya.ru/akkreditovannaya-sertifikaciya-na-sootvetstvie-iso-90012000-tema-vnedrenie-sistemi-menedzhmenta-kachestva-kak-instrument.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki-021000-geografiya-stranica-3.html
  • bukva.bystrickaya.ru/mikroelementi-v-okruzhayushej-srede-i-v-volosah-detej.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-kursu-stroenie-veshestva-naimenovanie-disciplini-dlya-specialnosti-020101-shifr-i-naimenovanie-specialnosti-cikl-i-komponent-gos-vpo.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/harakteristika-planeti-zemlya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/predislovie-avtora-k-opitam-nauchnim-politicheskim-i-filosofskim-stranica-39.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/sravnenie-nalogovih-sistem-latvii-i-rossii.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kommentarii-prp-maksima-ispovednika-na-knigu-svyatogo-dionisiya-areopagita-o-tainstvennom-bogoslovii.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-upolnomochennogo-po-pravam-rebenka-za-2003-god-stranica-10.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razvitie-nemeckoj-psihologii-marcinkovskaya-t-d-m-29-istoriya-psihologii-ucheb-posobie-dlya-stud-vissh-ucheb-zavedenij.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskoe-obespechenie-na-7-semestr-2011-2012-uchebnogo-goda-08-09-2011g-02-10-2011g.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-desyataya-uchebnoe-posobie-pod-redakciej-docenta-ya-livshica-i-docenta-v-a-cikulina-moskva-1974.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/raschyot-goreniya-gazovogo-topliva-opredelenie-sostava-i-kolichestva-produktov-goreniya.html
  • education.bystrickaya.ru/321-provedite-differencialnij-diagnoz-mezhdu-razlichnimi-anemiyami-detskie-bolezni.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/punkt-10-e-predvaritelnoj-povestki-dnya-voprosi-nuzhdayushiesya-v-rassmotrenii-i-trebuyushie-prinyatiya-reshenij.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.