.RU

Состояние здоровья учащихся 5-7 кл

Оглавление

Введение..................................................................................................................3

Глава 1. Литературный обзор роли влияния образа жизни на здоровье детей.........................................................................................................................5

1.1. Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление.................5

1.2. Психолого-физиологические особенности учащихся 5-7 классов............12

1.3. Условия, необходимые для формирования здорового образа жизни детей.......................................................................................................................16

Глава 2. Объект и методики исследования.........................................................24

2.1. Объект исследования.....................................................................................24

2.2. Методики исследования................................................................................25

Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение........................................27

3.1. Состояние здоровья учащихся 5-7 классов школы-гимназии №3

г. Ульяновска.........................................................................................................27

Заключение............................................................................................................32

Список литературы...............................................................................................33

Приложения...........................................................................................................34

Введение

Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. По данным Министерства образования Российской Федерации за 2006 г., 87 % учащихся нуждаются в специальной поддержке. До 60 – 70 % учащихся к выпускному классу имеют нарушенную структуру зрения, 30 % - хронические заболевания, 60 % - нарушенную осанку. Исходя из этого, становится ясно, что проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, большую помощь в этом вопросе может оказать всесторонняя оценка состояния здоровья, физического развития и подготовленности учащихся.

Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.

Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья это, прежде всего процесс социализации – воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами.

Школа же сегодня должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества.

Необходимо совместными усилиями родителей и педагогов формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер защиты здоровья детей. В этой работе важным является опора на научные знания о физиологии и психологии детского организма, знания о которых способствуют продуктивному построению воспитательного процесса, направленного на сохранение и укрепление здоровья учащейся молодежи.

Важно знать основные «критические» периоды в развитии ребенка, наиболее важными из которых в процессе обучения являются:

- начало учебной деятельности;

- переход из младшего звена обучения в среднее и т.д.

Исходя из этого, изучение состояния здоровья учащихся целесообразно проводить именно в «критические» периоды, чтобы иметь возможность своевременного выявления нарушений и отклонений здоровья. В связи с этим была сформулирована цель исследования – оценить состояние здоровья школьников возраста 10-12 лет Ульяновской гимназии №1 .

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

- по данным медицинских карт оценить состояние здоровья учащихся 5-7 классов гимназии №3;

- изучить уровень заболеваемости школьников 11-14 лет в гимназии №3;

- провести анализ субъективных показателей здоровья учащихся 5-7 классов.

Методологическую основу работы составили труды Л.Г.Татарниковой, В.В.Колбанова, В.К.Зайцева. Теория и практика валеологического воспитания нашла свое отражение в изучении работ В.В.Колбанова, Л.Г.Татарниковой, И.И.Брехмана и наших исследователей Л.П.Ильиной, П.Г.Петровой.

В данной работе применялись следующие методы педагогического исследования:

- изучение педагогической, медицинской, валеологической литературы

- анкетирование, беседы, опрос

- изучение документации

- тесты

- непосредственная учебно-воспитательная работа с учащимися

Глава 1. Литературный обзор роли влияния образа жизни на здоровье детей

1.1. Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление

Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма.

Ряд философов (Дж.Локк, А.Смит, К.Гельвеций, М.В.Ломоносов, К.Маркс и другие), психологов (Л.С.Выготский, В.М.Бехтерев и другие), ученых-медиков (Н.М.Амосов, В.П.Казначеев, Ю.П.Лисицын, М.М.Буянов, И.И.Брехман, Б.Н.Чумаков и другие), педагогов (Л.Г.Татарникова, В.В.Колбанов, В.К.Зайцев, С.В.Попов и другие) пытались решить проблему здоровья, формирование здорового образа жизни у детей. Они разработали и оставили многочисленные труды о сохранении здоровья, продления жизненного потенциала и долголетия.

Интересно высказывание выдающегося английского философа Джона Локка заключенное в трактате «Мысли о воспитании»: «Здоровый дух в здоровом теле – вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире. Кто обладает и тем и другим, тому остается желать немногого, а кто лишен хотя бы одного, тому в малой степени может компенсировать чтобы то ни было иное. Счастье или несчастье человека в основном является делом его собственных рук. Тот, у кого тело нездоровое и слабое, никогда не будет в состоянии продвигаться вперед по этому пути» [7,с.54]. Мы согласны с его мнением.

По словам Адама Смита, шотландского мыслителя «…Жизнь и здоровье составляет главный предмет заботливости внушаемой каждому человеку природой. Заботы о собственном здоровье, о собственном благосостоянии, обо всем, что касается нашей безопасности и нашего счастья, и составляют предмет добродетели, называемой благоразумием» [1,с.238]. «Оно не допускает нас рисковать нашим здоровьем, нашим благосостоянием, нашим добрым именем» [1,с.239]. «Одним словом, благоразумие, направленное для сохранения здоровья считается качеством почтенным» [1, с.241].

Великий русский ученый М.В.Ломоносов, в 18 веке написал обращение “О сохранении и размножении российского народа”, в котором предлагал меры по сохранению и увеличению населения для хозяйственной и политической жизни страны, представил социально-экономическую программу. Он пишет: “Начало сего полагаю самым главным делом: сохранением и размножением народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства” [5, с.301-302]. В обращении он поставил цель-улучшение быта народа, его благосостояния путем распространения культуры, научных и медицинских знаний “Кроме сего впадает великое множество людей в разные болезни, об излечении коих весьма еще мало порядочных есть учреждений…” [5, с.312]. Ломоносов предлагает: “требуется по всем городам довольное число докторов, лекарей и аптек, для изучения докторства послать российских студентов в иностранные университеты и внутри государства дать производить достойных в доктора” [5, с.312].

Большое значение Ломоносов придавал анализу факторов развития и формирования личности молодого человека. Он показал роль наследственности в появлении многочисленного здорового поколения русских людей. Также раскрыл влияние среды, окружения на личность и обратился к проблеме нравственного, полового воспитания молодого и взрослого населения, на создание крепкой, счастливой семьи основанной на любви и уважении “Где любви нет, не надежно и плодородие”, включение молодых людей в трудовую деятельность.

М.В.Ломоносов обратился к исследованию проблем человека с позиции психологии, физиологии, педагогики в их совокупности. Именно такой подход, по его мнению, позволял получать объективные данные о человеке, которые необходимо знать педагогам. Работа “О сохранении и размножении российского народа”, работы о проблемах воспитания юношества позволяют считать М.Ломоносова первым русским валеологом, изучавшим проблему человека в медико-педагогической совокупности. [2,с.13]

Ученые С.П.Боткин, П.Ф.Лесгафт заложили основы современной нам валеологии.

С.С.Боткин видел здоровье человека прежде всего как функцию приспособления и эволюции, функцию воспроизводства, продолжения рода и гарантию здоровья потомства. Нарушение, недостаточность этой функции он рассматривает как важнейшую основу патологии. [6, с.13]

В.М.Бехтерев много сил отдал в борьбе за оздоровление общества. С охраной здоровья населения, улучшения условий его жизни, повышением благосостояния, ростом культуры он связал перспективы развития личности и общества. Особое внимание он уделяет сохранению и укреплению детского здоровья. Статья “Охрана детского здоровья” отражает комплексную программу решения указанной задачи, включающую систему гигиенических, медико-биологических, социальных и психологических мероприятий. [1, с.30] Проблемы физического и психического здоровья человека рассматривались Бехтеревым в контексте осуществляемой им антиалкогольной компании. Он один из тех, кто активно боролся против “алкогольного змия”

Проблема здоровья также интересовала многих педагогов.

В.А.Сухомлинский утверждал, что “Забота о здоровье ребенка – это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества” [6, с.74]

Рассмотрим, что такое здоровье.

В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения определение понятия здоровье: “…состояние полного, физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.


rezultativnost-uchastiya-v-sportivnih-meropriyatiyah-publichnij-otchet-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
rezultativnost-vospitatelnoj-deyatelnosti-publichnij-otchet-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-licej-153.html
rezultatom-1-etapa-yavlyaetsya-metodicheskie-ukazaniya-rassmotreni-i-utverzhdeni-na-zasedanii-kafedri-buhgalterskogo.html
rezultatov-regionalnogo-etapa-vserossijskoj-olimpiadi-shkolnikov-po-anglijskomu-yaziku.html
rezyume-arhitektora-dizajnera-romana-malishenko.html
rezyume-hrenihina-mariya-andreevna.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-osveshenie-i-atmosfera-chast-2-lekciya-tema-modelirovanie-s-pomoshyu-bulevih-operacij.html
  • essay.bystrickaya.ru/celyu-dissertacionnogo-issledovaniya-istoriya-voennogo-dela-kochevnikov-zolotoj-ordi-xiii-xv-vv-07-00-03-vseobshaya.html
  • klass.bystrickaya.ru/bazi-dannih-rntb-stranica-19.html
  • bukva.bystrickaya.ru/starik-i-more-heminguej-ernest.html
  • essay.bystrickaya.ru/e-m-kulbackij-i-dr-moskva-forum-infra-m-2007-207-c-il-professionalnoe-obrazovanie-isbn-5-91134-089-5-7500-174946-ab-174945-chz.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/spisok-literaturi-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-yaziki-programmirovaniya-i-metodi-translyacii-naimenovanie-disciplini.html
  • education.bystrickaya.ru/2-bufotenin-i-5-meo-dmt-povecheto-nedorazumeniya-na-tozi-svyat-vznikvat-zashoto-horata-ryadko-utochnyavat-kakvo-imat.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kodirovanie-meteouslovij-rossijskoj-federacii.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadachi-1-poznakomit-s-naseleniem-afriki-ego-osobennostyami-rasovim-etnicheskim-sostavom-razmesheniem-po-materiku-vneshnimi-priznakami.html
  • klass.bystrickaya.ru/50chislo-municipalnih-uchrezhdenij-zdravoohraneniya-zdaniya-kotorih-nahodyatsya-v-avarijnom-sostoyanii-ili-trebuyut-kapitalnogo-remonta.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochij-proekt-gazifikacii-pos-gornyackij-i-vostochno-gornyackij-ii-ochered-gazifikaciya-zhilogo-fonda-stranica-23.html
  • institut.bystrickaya.ru/sudba-a-n-radisheva-aleksandr-nikolaevich-radishev-rodilsya-v-1749g-v-seme-bogatogo-pomeshika-i-provel-detstvo-v-imenii-nemcove-pod-kalugoj-uchilsya-on-v-sankt-pe.html
  • teacher.bystrickaya.ru/evgenij-onegin-v-m-akimov-n-v-gogol-dokt-filol-nauk.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/ponyatiya-priemov-delegirovaniya.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/voprosi-dlya-postupayushih-po-sobesedovaniyu-na-specializaciyu-tehnologii-i-tehnologicheskij-menedzhment-v-svarochnom-proizvodstve.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-nemeckomu-yaziku-uchitelya-mou-sosh-1.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-vvedenie-etika-v-tradicionnoj-organizacionnoj-strukture-gosudarstvennoj-sluzhbi-6-1-osnovnie-eticheskie-principi-i-normi-v-tradicionnoj-gosudarstvennoj-sluzhbe-6.html
  • grade.bystrickaya.ru/nauchnoe-tvorchestvo-i-organizaciya-nirs-obrazovatelnaya-programma.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/press-reliz-mezhdunarodnaya-arheologicheskaya-konferenciya-istoriya-i-kultura-buharskogo-oazisa-v-drevnosti-i-srednevekove.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-oprovedenii-itogovih-kontrolnih-rabot-uchashihsya-567-klassov-i-provedenii-promezhutochnoj-attestacii-uchashihsya-8-i-10-h-klassov-mou-gimnazii-59-v-2011-2012-uchebnom-godu.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-10-kareta-lejtenanta-parizhskoj-policii-degre-viehala-iz-vorot-ego-osobnyaka-i-medlenno-pokachivayas-na-krupnih.html
  • shkola.bystrickaya.ru/predostavleniya-v-2011-godu-subsidii-na-stroitelstvo-specializirovannogo.html
  • credit.bystrickaya.ru/otdelenie-fizicheskoj-informatiki-programmi-i-zadaniya-na-20042005-uchebnij-god-4-kurs.html
  • school.bystrickaya.ru/glava-2-proyavlenie-individualnotipologicheskih-svojstv-lichnosti-v-usloviyah-rukopashnogo-boya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/materiali-dlya-tekushego-kontrolya-ispolzovanie-cor-pri-obuchenii-russkomu-yaziku-mladshih-shkolnikov-v-kurse-metodika.html
  • bukva.bystrickaya.ru/osnovnie-ponyatiya-teorii-informacionnih-sistem-v-ekonomike.html
  • student.bystrickaya.ru/-2-pravo-tamozhennih-poshlin-ponyatie-i-vidi-tamozhennih-poshlin-v-mezhdunarodnom-tamozhennom-oblozhenii.html
  • letter.bystrickaya.ru/ocenka-stepeni-antropogennoj-nagruzki-v-g-stavropole.html
  • shkola.bystrickaya.ru/pravoslavnie-sankt-peterburga-otmechayut-kreshenie-gospodne-vprazdnik-kresheniya-u-zdaniya-spbgu-na-naberezhnoj-reki.html
  • klass.bystrickaya.ru/66-uroven-organizacii-i-provedeniya-kursovogo-proektirovaniya-otchyot-o-rezultatah-samoobsledovaniya-federalnogo.html
  • studies.bystrickaya.ru/globalizaciya-socialnih-processov-v-sovremennom-mire.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/reshenie-84.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v10-ogranicheniya-v-obrashenii-obligacij-m-p-prospekt-emissii-obligacionnogo-zajma-vid-cennih-bumag-imennie-obligacii.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mezhdunarodnaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-rossijskoe-transformiruyusheesya-obshestvo-ekonomika-kultura-upravlenie.html
  • znanie.bystrickaya.ru/a-s-makarenko-pedagogika-trudnogo-detstva-volgograd-izd-vgipkro-2003-uchebnoe-posobie.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.