.RU

Состояние здоровья учащихся 5-7 кл

Оглавление

Введение..................................................................................................................3

Глава 1. Литературный обзор роли влияния образа жизни на здоровье детей.........................................................................................................................5

1.1. Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление.................5

1.2. Психолого-физиологические особенности учащихся 5-7 классов............12

1.3. Условия, необходимые для формирования здорового образа жизни детей.......................................................................................................................16

Глава 2. Объект и методики исследования.........................................................24

2.1. Объект исследования.....................................................................................24

2.2. Методики исследования................................................................................25

Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение........................................27

3.1. Состояние здоровья учащихся 5-7 классов школы-гимназии №3

г. Ульяновска.........................................................................................................27

Заключение............................................................................................................32

Список литературы...............................................................................................33

Приложения...........................................................................................................34

Введение

Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. По данным Министерства образования Российской Федерации за 2006 г., 87 % учащихся нуждаются в специальной поддержке. До 60 – 70 % учащихся к выпускному классу имеют нарушенную структуру зрения, 30 % - хронические заболевания, 60 % - нарушенную осанку. Исходя из этого, становится ясно, что проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, большую помощь в этом вопросе может оказать всесторонняя оценка состояния здоровья, физического развития и подготовленности учащихся.

Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.

Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья это, прежде всего процесс социализации – воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами.

Школа же сегодня должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества.

Необходимо совместными усилиями родителей и педагогов формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер защиты здоровья детей. В этой работе важным является опора на научные знания о физиологии и психологии детского организма, знания о которых способствуют продуктивному построению воспитательного процесса, направленного на сохранение и укрепление здоровья учащейся молодежи.

Важно знать основные «критические» периоды в развитии ребенка, наиболее важными из которых в процессе обучения являются:

- начало учебной деятельности;

- переход из младшего звена обучения в среднее и т.д.

Исходя из этого, изучение состояния здоровья учащихся целесообразно проводить именно в «критические» периоды, чтобы иметь возможность своевременного выявления нарушений и отклонений здоровья. В связи с этим была сформулирована цель исследования – оценить состояние здоровья школьников возраста 10-12 лет Ульяновской гимназии №1 .

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

- по данным медицинских карт оценить состояние здоровья учащихся 5-7 классов гимназии №3;

- изучить уровень заболеваемости школьников 11-14 лет в гимназии №3;

- провести анализ субъективных показателей здоровья учащихся 5-7 классов.

Методологическую основу работы составили труды Л.Г.Татарниковой, В.В.Колбанова, В.К.Зайцева. Теория и практика валеологического воспитания нашла свое отражение в изучении работ В.В.Колбанова, Л.Г.Татарниковой, И.И.Брехмана и наших исследователей Л.П.Ильиной, П.Г.Петровой.

В данной работе применялись следующие методы педагогического исследования:

- изучение педагогической, медицинской, валеологической литературы

- анкетирование, беседы, опрос

- изучение документации

- тесты

- непосредственная учебно-воспитательная работа с учащимися

Глава 1. Литературный обзор роли влияния образа жизни на здоровье детей

1.1. Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление

Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма.

Ряд философов (Дж.Локк, А.Смит, К.Гельвеций, М.В.Ломоносов, К.Маркс и другие), психологов (Л.С.Выготский, В.М.Бехтерев и другие), ученых-медиков (Н.М.Амосов, В.П.Казначеев, Ю.П.Лисицын, М.М.Буянов, И.И.Брехман, Б.Н.Чумаков и другие), педагогов (Л.Г.Татарникова, В.В.Колбанов, В.К.Зайцев, С.В.Попов и другие) пытались решить проблему здоровья, формирование здорового образа жизни у детей. Они разработали и оставили многочисленные труды о сохранении здоровья, продления жизненного потенциала и долголетия.

Интересно высказывание выдающегося английского философа Джона Локка заключенное в трактате «Мысли о воспитании»: «Здоровый дух в здоровом теле – вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире. Кто обладает и тем и другим, тому остается желать немногого, а кто лишен хотя бы одного, тому в малой степени может компенсировать чтобы то ни было иное. Счастье или несчастье человека в основном является делом его собственных рук. Тот, у кого тело нездоровое и слабое, никогда не будет в состоянии продвигаться вперед по этому пути» [7,с.54]. Мы согласны с его мнением.

По словам Адама Смита, шотландского мыслителя «…Жизнь и здоровье составляет главный предмет заботливости внушаемой каждому человеку природой. Заботы о собственном здоровье, о собственном благосостоянии, обо всем, что касается нашей безопасности и нашего счастья, и составляют предмет добродетели, называемой благоразумием» [1,с.238]. «Оно не допускает нас рисковать нашим здоровьем, нашим благосостоянием, нашим добрым именем» [1,с.239]. «Одним словом, благоразумие, направленное для сохранения здоровья считается качеством почтенным» [1, с.241].

Великий русский ученый М.В.Ломоносов, в 18 веке написал обращение “О сохранении и размножении российского народа”, в котором предлагал меры по сохранению и увеличению населения для хозяйственной и политической жизни страны, представил социально-экономическую программу. Он пишет: “Начало сего полагаю самым главным делом: сохранением и размножением народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства” [5, с.301-302]. В обращении он поставил цель-улучшение быта народа, его благосостояния путем распространения культуры, научных и медицинских знаний “Кроме сего впадает великое множество людей в разные болезни, об излечении коих весьма еще мало порядочных есть учреждений…” [5, с.312]. Ломоносов предлагает: “требуется по всем городам довольное число докторов, лекарей и аптек, для изучения докторства послать российских студентов в иностранные университеты и внутри государства дать производить достойных в доктора” [5, с.312].

Большое значение Ломоносов придавал анализу факторов развития и формирования личности молодого человека. Он показал роль наследственности в появлении многочисленного здорового поколения русских людей. Также раскрыл влияние среды, окружения на личность и обратился к проблеме нравственного, полового воспитания молодого и взрослого населения, на создание крепкой, счастливой семьи основанной на любви и уважении “Где любви нет, не надежно и плодородие”, включение молодых людей в трудовую деятельность.

М.В.Ломоносов обратился к исследованию проблем человека с позиции психологии, физиологии, педагогики в их совокупности. Именно такой подход, по его мнению, позволял получать объективные данные о человеке, которые необходимо знать педагогам. Работа “О сохранении и размножении российского народа”, работы о проблемах воспитания юношества позволяют считать М.Ломоносова первым русским валеологом, изучавшим проблему человека в медико-педагогической совокупности. [2,с.13]

Ученые С.П.Боткин, П.Ф.Лесгафт заложили основы современной нам валеологии.

С.С.Боткин видел здоровье человека прежде всего как функцию приспособления и эволюции, функцию воспроизводства, продолжения рода и гарантию здоровья потомства. Нарушение, недостаточность этой функции он рассматривает как важнейшую основу патологии. [6, с.13]

В.М.Бехтерев много сил отдал в борьбе за оздоровление общества. С охраной здоровья населения, улучшения условий его жизни, повышением благосостояния, ростом культуры он связал перспективы развития личности и общества. Особое внимание он уделяет сохранению и укреплению детского здоровья. Статья “Охрана детского здоровья” отражает комплексную программу решения указанной задачи, включающую систему гигиенических, медико-биологических, социальных и психологических мероприятий. [1, с.30] Проблемы физического и психического здоровья человека рассматривались Бехтеревым в контексте осуществляемой им антиалкогольной компании. Он один из тех, кто активно боролся против “алкогольного змия”

Проблема здоровья также интересовала многих педагогов.

В.А.Сухомлинский утверждал, что “Забота о здоровье ребенка – это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества” [6, с.74]

Рассмотрим, что такое здоровье.

В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения определение понятия здоровье: “…состояние полного, физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.


rezultativnost-uchastiya-v-sportivnih-meropriyatiyah-publichnij-otchet-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
rezultativnost-vospitatelnoj-deyatelnosti-publichnij-otchet-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-licej-153.html
rezultatom-1-etapa-yavlyaetsya-metodicheskie-ukazaniya-rassmotreni-i-utverzhdeni-na-zasedanii-kafedri-buhgalterskogo.html
rezultatov-regionalnogo-etapa-vserossijskoj-olimpiadi-shkolnikov-po-anglijskomu-yaziku.html
rezyume-arhitektora-dizajnera-romana-malishenko.html
rezyume-hrenihina-mariya-andreevna.html
  • literature.bystrickaya.ru/data-formirovaniya-01-07-2010-reestp-vidannih-licenzij-stranica-13.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-i-senkovskij-nekotorie-somneniya-kasatelno-istorii-gruzinov.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-2-metodologiya-celostnogo-analiza-literaturnogo-proizvedeniya-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-filologicheskih.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozheniya-stranica-7.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rossiiskaya-arheologiya-4-2002-l-a-belyaev-gl-redaktor-zhurnala-rossijskaya.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/alkogoln-napo-chast-6.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kapitel-6-tot-zhe-den-blizhe-k-polunochi-moskva-starij-arbat-35-beta-versiya-romana-kak-i-beta-versiya-programmi.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-rimskoe-pravo-naimenovanie-disciplini-dlya-specialnosti.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/aktualnost-razrabotki-programmi-obuslovlena-neobhodimostyu-adaptirovat-sushestvuyushuyu-avtorskuyu-programmu-k-realnim-usloviyam-prepodavaniya-v-shkole-cel-obucheniya-anglijskomu-yaziku-v-5-klasse-stranica-3.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/programma-patrioticheskoe-vospitanie-detej-i-molodezhi-petrogradskogo-rajona-na-2011-2015-godi-20-programma-vospitanie-yunogo-peterburzhca-na-2011-2015-godi-24-stranica-7.html
  • grade.bystrickaya.ru/motiv-i-cel-voinskih-prestuplenij-po-sovetskomu-ugolovnomu-pravu.html
  • literatura.bystrickaya.ru/reshenie-centralnoj-stranica-15.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/republikablgari-ya-smetnapalat-a-dokla-d-za-rezultatite-ot-izvrsheniya-odit-na-dejnostta-po-upravlenie-i-razporezhdane-s-gori-ot-obshinskiya-gorski-fond-v-obshina-samokov-za-perioda-ot-01-01-2004-g-do-31-12-2006-g.html
  • textbook.bystrickaya.ru/istoriya-imperatorskoj-vlasti-posle-marka-kniga-i-stranica-3.html
  • znanie.bystrickaya.ru/4-ya-mezhdunarodnaya-specializirovannaya-vistavka-stranica-2.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnie-meropriyatiya-informaciya-o-rezultatah-rassmotreniya-voprosov-vklyuchennih-v-povestku-dnya-zasedaniya-gosudarstvennoj.html
  • lesson.bystrickaya.ru/septalnie-stenti-perspektiva-bestamponadnogo-vedeniya-pacientov-perenesshih-septoplastiku.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-prakticheskoe-i-uchebno-laboratornoe-oborudovanie-nachalnaya-shkola.html
  • control.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-za-2-polugodie-2009-goda-stranica-2.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-razdelah-3-6-variant-otveta-otmechaetsya-znachkom-h-ob-utverzhdenii-statisticheskogo-instrumentariya-dlya-organizacii.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kurs-lekcij-dlya-studentov-specialnosti-190601-avtomobili-i-avtomobilnoe-hozyajstvo.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/svoevremennoe-pravitelstvo-nasha-versiya-ruslan-gorevoj-19052008-018-str-6-7.html
  • lecture.bystrickaya.ru/anketnij-opros-kak-metod-sbora-socialnoj-informacii-chast-3.html
  • literature.bystrickaya.ru/elektronnoe-uchebno-metodicheskoe-posobie-19-opisanie-osnovnih-funkcij-yazika-html-19-vibor-instrumentariya-20-opisanie-razrabotannogo-elektronnogo-posobiya-21-perechen-tem-rabochej-programmi-25.html
  • composition.bystrickaya.ru/organizaciya-logopedicheskoj-sluzhbi-publichnij-doklad.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-integrirovannie-sistemi-proektirovaniya-i-upravleniya-rekomendovana-metodicheskim-sovetom-ugtu-upi-dlya-napravleniya-220300-avtomatizirovannie-tehnologii-i-proizvodstva.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pod-obshej-redakciej.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/spekulyativnij-rost-rinkov-posle-viborov-v-grecii-i-v-ozhidanii-qe3-ot-frs-smenilsya-ocherednoj-volnoj-negativa-ekonomicheskie-indikatori-vihodivshie-v-evrope-kit.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-18-granic-ne-sushestvuet-kniga-istorii-uspeha-uchenikov-bogatogo-papi.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dvizheniya-i-partii-socialisticheskoj-orientacii-krasnov-v-n.html
  • institut.bystrickaya.ru/tradicii-dou.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/evgenij-ivanovich-zamyatin-uezdnoe.html
  • universitet.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-potencialnim-uchastnikam-uchastnikam-podtverzhdenie-sootvetstviya-predyavlyaemim-trebovaniyam.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/r-h-yangirova-o-razvitii-rinka-gruzovih-perevozok-do-2015-goda.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kafedra-otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-stroitelnogo-fakulteta-2008.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.