.RU

Совершенствование направлений государственного регулирования банковской деятельности

А.А. Гаджиев, Р.А. Шахабасов, Р. К. Джанбалаев.

Рост востребованности банковских услуг в сочетании с усилением конкуренции на банковском рынке в ближайшие годы приведет к развитию крупных универсальных банков, росту объемов кредитования и накоплению кредитных рисков в банковском секторе региональной экономики. В этих условиях особое значение приобретает государственное регулирование банковской деятельности на уровне каждого региона, каждого субъекта Федерации.

Началом формирования современных методов регулирования банковской деятельности можно считать 1988 г., когда смена политических и социально-экономических приоритетов в нашей стране лишила ранее существовавшую банковскую систему возможности поступательного роста. Тогда власть осознала необходимость проведения банковской реформы и попыталась совершенствовать банковскую систему. Были приняты законы и постановления, содержавшие первые нормативные положения, определившие правовую основу становления системы негосударственных банков: из состава Государственного банка были выделены специализированные банки, которым были переданы существовавшие тогда учреждения Государственного банка, все счета, кредитное и расчетно-кассовое обслуживание клиентов.

Однако работали они по правилам, установленным государством, которое, как и прежде, диктовало условия кредитования, ставки по депозитам и т. п. В результате стало ясно, что специализированные банки слишком зарегламентированы и никак не могут способствовать развитию рыночных отношений. Понимание этого привело к признанию необходимости создания банков исключительно на коммерческой основе.

Начался процесс разгосударствления и приватизации собственности: государственные предприятия, банки поспешно переходили к акционерным обществам, кооперативам и частным лицам. Одним из первых правовых положений, регулирующих процесс формирования коммерческих банков, стала регистрация уставов вновь создаваемых кредитных организаций в Государственном банке. Одновременно с этим Государственный банк начал работу по разработке нормативной базы, регламентирующей денежно-кредитную деятельность коммерческих банков. Тогда, в начале 90-х гг. прошлого века, чтобы зарегистрировать коммерческий банк, достаточно было иметь 5 млн руб. Банковскому менеджменту, подбору и расстановке кадров и другим важным аспектам, касающимся статуса банка, особого внимания не уделялось. Это способствовало быстрому количественному росту коммерческих банков и повышению их роли в экономике, что послужило основой для принятия в 1990 г. Закона РСРСФСРСР от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности в РСРСФСРСР» (позднее — Федеральный закон «О банках и банковской деятельности») и Закона РСФСР от 02.12.1990 № 394-1 «О Центральном банке РСРСФСРСР (Банке России)» (позднее — Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»), которые обеспечили правовую основу для внесения кардинальных изменений в состав банковской системы и принципы ее построения: — независимость банков от органов государственной власти;

— самостоятельность банков при принятии решений, связанных с проведением банковских операций; — соблюдение банковской тайны и т. д.

Кроме того, произошло коренное изменение роли банков в экономическом и социальном развитии общества, регионов. В то же время по мере дальнейшего развития рыночных реформ все сильнее стали давать о себе знать изъяны и нерешенные проблемы, имеющиеся в банковской системе и банковском законодательстве, которые очень скоро превратились в сдерживающие экономический рост факторы. Одной из таких проблем стала недостаточная разработанность форм и методов государственного регулирования банковской системы, которое, как правило, осуществляется или прямым управлением, или же экономическими методами. Первый метод предполагает вмешательство государственных органов в деятельность кредитных организаций, второй — создание государством наиболее благоприятных организационно-правовых форм для функционирования банковского сектора экономики. При этом соответствующие органы государственной власти (Центральный банк, Министерство финансов, налоговые и другие службы) используют различные нормативы, инструкции, положения для регулирования деятельности коммерческих банков. Такая система включает установление общих правил и контроль за их исполнением с учетом особенностей региональных банковских систем. Государственное регулирование банковской деятельности проводится в трех направлениях:

- вступление во владение банком и выход из него;

- осуществление надзора и контроля за деятельностью кредитных организаций;

- защита интересов банковских клиентов.

На этапе вступления во владение банком в основном регулируется порядок создания, государственной регистрации и реорганизации кредитных организаций, предусмотренный Федеральным законом от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности». Этим законом регламентируются и некоторые запретительные меры, например, учредителям банков запрещается выходить из состава участников в течение трех лет со дня регистрации банка; использование недозволенных источников формирования уставного капитала за счет привлеченных средств или государственного бюджета; приобретение юридическими лицами акций кредитных организаций в целях передачи их предприятиям с неудовлетворительным финансовым положением и др.

Кроме того, при осуществлении целого ряда банковских операций (открытие, ведение и закрытие счетов, оформление расчетно-платежных документов и т. д.) коммерческие банки следуют правилам и стандартам, установленным Центральным банком РФ.

Государством строго регламентируются правила ведения бухгалтерского учета, составления и представления финансовой и статистической отчетности с учетом международных стандартов. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» предусматривает создание кредитными организациями фондов и резервов на случай возможных потерь по ссудам, определение минимального размера капитала, рефинансирование региональных банков и некоторые другие инструменты механизма государственного регулирования банковской деятельности.

Анализ всех этих инструментов позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время государственное управление региональной банковской системой осуществляется в основном на федеральном уровне, региональные органы власти могут воздействовать на деятельность банковского сектора только посредством налогообложения и путем участия в уставном капитале региональных банков.

Необходимо отметить, что регулирование банковской деятельности посредством налогообложения осуществляется на региональном уровне не в полном объеме, а лишь в той части, которая поступает в бюджет территории. Такое распределение полномочий не позволяет своевременно и качественно регулировать деятельность региональной банковской системы, так как проблемы развития банковского сектора на региональном уровне вообще и в конкретном регионе в частности не могут интерпретироваться также как на макроуровне (рисунок).

На рисунке отражен существующий набор инструментов государственного регулирования деятельности региональных банков.

Одни из них используются на этапе создания и регистрации коммерческих банков, тем самым играют важную роль в осуществлении первичного контроля за наличием и движением численности коммерческих банков. С помощью других государство контролирует операционную и денежно-кредитную деятельность коммерческих банков.

Особое место в механизме государственного регулирования банковской деятельности уделяется совершенствованию методов надзора и инспектирования.

При этом используются такие важные инструменты денежно-кредитной политики, как:

- учетные ставки по операциям Банка России;

- нормативы обязательных резервов;

- операции на фондовом рынке;

- валютные операции и валютное регулирование;

- рефинансирование коммерческих банков и др.

Наряду с инструментами денежно-кредитной политики в механизме государственного регулирования банковской деятельности используются методы, гарантирующие стабильность и финансовую устойчивость кредитных организаций. К ним можно отнести меры, предусмотренные Федеральным законом от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ», а также изменения, предусмотренные гл. 25 Налогового кодекса РФ, касающиеся налогообложения прибыли и других видов деятельности банков.

Анализ организационно-правовых форм и инструментов государственного регулирования банковской деятельности позволяет сделать вывод о том, что на современном этапе управление региональной банковской системой осуществляется в основном на федеральном уровне. Воздействие региональных органов власти ограничено сферой налогообложения и то в части, поступающей в бюджет территорий. Региональные власти могут участвовать в регулировании деятельности банковского сектора также путем участия в уставном капитале местных банков.

Такое распределение полномочий несколько сдерживает процесс оперативного и качественного регулирования деятельности региональных банков, особенно по таким важным каналам, как:

— формирование ресурсной базы региональных банков;

— предотвращение утечки капитала в другие регионы;

— развитие кредитно-инвестиционной деятельности;

— усиление уровня капитализации в банковском секторе экономики и др.

Регулирование банковской деятельности посредством налогообложения, государственной регистрации и лицензирования хотя и очень важно, но не позволяет выявить наиболее существенные направления их деятельности, не гарантирует устойчивости функционирования банковской системы.

Для достижения этой цели на практике используются обязательные экономические нормативы, объем и структура собственных и привлеченных средств, соотношение активов и пассивов и другие показатели. Особое значение среди них имеет норматив минимального размера уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций и минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих банков. С помощью первого показателя Центральный банк РФ пытается ограничить величину и размах банкротства банков. Действуя как резервный запас против убытков, достаточный уровень минимального размера уставного или собственного капитала открывает доступ кредитных организаций к финансовым рынкам как к реальным источникам удовлетворения своих потребностей в ликвидных средствах.


rol-biologicheskogo-azota-v-azotnom-balanse-pochv.html
rol-byudzheta-gosudarstva-v-rossijskoj-federacii-2.html
rol-chteniya-i-biblioteki-v-grazhdanskom-masterskaya-chteniya-novie-idei-i-uspeshnie-tehnologii.html
rol-deneg-v-obshej-ekonomicheskoj-kartine-isklyuchitelno.html
rol-dialogicheskoj-lekcii-v-formirovanii-professionalnih-kompetencij-uchitelya-istorii.html
rol-dvizhenij-v-profilaktike-zabolevanij-ukreplenii-zdorovya-cheloveka.html
  • report.bystrickaya.ru/gosudarstvennaya-duma-prinyala-v-pervom-chtenii-zakonoproekt-kotorij-predostavlyaet-pobedivshim-na-regionalnih-viborah-partiyam-pravo-predlagat-kandidaturi-gubernatorov-na-rassmotrenie-prezidenta.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vologzhanin-pitalsya-pokonchit-s-soboj-posle-ssori-s-devushkoj-informacionnoe-agentstvo-novosti-vologodskoj-oblasti-10052012.html
  • teacher.bystrickaya.ru/franciya-chast-6.html
  • credit.bystrickaya.ru/ot-sushestvitelnih-i-kolichestvennih-chislitelnih.html
  • tests.bystrickaya.ru/konkurs-kompyuternoe-modelirovanie-slozhnih-dinamicheskih-sistem-matematicheskogo-sajta-exponenta-ru.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-28-otvetstvennost-v-grazhdanskom-prave-programma-vstupitelnih-ispitanij-ekzamena-v-magistraturu-po-programme.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-matematike-stupen-obrazovaniya-srednee-polnoe-obshee-obrazovanie.html
  • lecture.bystrickaya.ru/5132-oborudovanie-tehnologicheskoe-i-zapasnie-chasti-k-nemu-postanovlenie-pravitelstva-rossijskoj-federacii.html
  • pisat.bystrickaya.ru/stepen-kvalifikaciya-bakalavr-ekonomiki.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-nasledstvennoe-pravo-dlya-specialnosti-yurisprudenciya-po-okso-03-05-01-sostavitel.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-komissii-po-samoattestacii-yuzhno-kazahstanskoj-gosudarstvennoj-medicinskoj-akademii-shimkent-2008-g-stranica-5.html
  • composition.bystrickaya.ru/orfografiya-metodicheskie-rekomendacii-k-uchebniku-russkij-yazik-grammatika-tekst-stili-rechi-10-11-kl.html
  • control.bystrickaya.ru/deyatelnost-struktura-etapi-vidi-kontrolnaya.html
  • grade.bystrickaya.ru/mirovomu-lideru-balovnyu-fortuni-ugrozhayut-dva-yavleniya-podem-pretendentov-na-status-sverhderzhavi-i-rezkaya-destabilizaciya-haos-v-strategicheski-vazhnih-rajonah-mira.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabota-s-socialno-nezashishennimi-gruppami-naseleniya-v-cbs-ot-sostavitelya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bibliography-ma-pri-obuchenii-inostrannomu-yaziku-v-visshej-shkole-materiali-nauchno-prakticheskoj-konferencii-6-oktyabrya.html
  • institut.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-i-soderzhanie-pervogo-goda-zanyatij-proektnoj-deyatelnostyu-po-kursu-okruzhayushij-mir.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/zabitie-blyuda-russkoj-kuhni-chast-2.html
  • control.bystrickaya.ru/didakticheskij-test-2-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-trudovoe-pravo-dlya-napravleniya-bakalavr-yurisprudencii.html
  • spur.bystrickaya.ru/matematika-poyasnitelnaya-zapiska-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-mou-forshtadtskaya-oosh.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/opyat-dvojka-gazeta-rossijskaya-biznes-gazeta-01022011-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-1-fevralya-2011-g.html
  • pisat.bystrickaya.ru/stroenie-i-zhiznedeyatelnost-bakterij.html
  • essay.bystrickaya.ru/dolgij-ie-silantev-aa-uchebnikov-i-uchebnih-posobij.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/visshego-professionalnogo-obrazovaniya-mordovskij-gosudarstvennij-universitet-im-n-p-ogaryova-fakultet-biologicheskij-kafedra-biotehnologii.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/unitarnoe-predpriyatie-federalnij-kompyuternij-centr-fondovih-i-tovarnih-informacionnih-tehnologij-ft-centr.html
  • predmet.bystrickaya.ru/referat-predlozhena-poleznaya-model-magnitnogo-dvigatelya-ispolzuyushego-energiyu-i-sili-magnitnogo-vzaimodejstviya-postoyannih-magnitov-i-uproshayushaya-konstrukciyu-prototipa.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rutkevich-a-m-stranica-2.html
  • university.bystrickaya.ru/forma-pravleniya-uchebnoe-posobie-otvetstvennij-redaktor-zasluzhennij-rabotnik-visshej-shkoli-rossijskoj-federacii.html
  • abstract.bystrickaya.ru/37-narodnoe-obrazovanie-vospitanie-obuchenie-organizaciya-dosuga-chvash-respublikin-patshalh-pichet-arhiv-ch.html
  • reading.bystrickaya.ru/literaturovedenie-bbk-83-byulleten-novih-postuplenij-za-dekabr-2006-goda.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/problema-elitarnosti-i-socialnogo-simvolizma-v-sovremennoj-sociologii.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sistema-obucheniya-postroennaya-s-uchetom-trebovaniya-individualizacii-zarubezhnij-opit.html
  • school.bystrickaya.ru/agressiya-opredelenie-i-osnovnie-teorii.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obsuzhdaem-programmi-po-mirovoj-hudozhestvennoj-kulture.html
  • writing.bystrickaya.ru/elektrizaciya-tel.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.