.RU

Совершенствование направлений государственного регулирования банковской деятельности

А.А. Гаджиев, Р.А. Шахабасов, Р. К. Джанбалаев.

Рост востребованности банковских услуг в сочетании с усилением конкуренции на банковском рынке в ближайшие годы приведет к развитию крупных универсальных банков, росту объемов кредитования и накоплению кредитных рисков в банковском секторе региональной экономики. В этих условиях особое значение приобретает государственное регулирование банковской деятельности на уровне каждого региона, каждого субъекта Федерации.

Началом формирования современных методов регулирования банковской деятельности можно считать 1988 г., когда смена политических и социально-экономических приоритетов в нашей стране лишила ранее существовавшую банковскую систему возможности поступательного роста. Тогда власть осознала необходимость проведения банковской реформы и попыталась совершенствовать банковскую систему. Были приняты законы и постановления, содержавшие первые нормативные положения, определившие правовую основу становления системы негосударственных банков: из состава Государственного банка были выделены специализированные банки, которым были переданы существовавшие тогда учреждения Государственного банка, все счета, кредитное и расчетно-кассовое обслуживание клиентов.

Однако работали они по правилам, установленным государством, которое, как и прежде, диктовало условия кредитования, ставки по депозитам и т. п. В результате стало ясно, что специализированные банки слишком зарегламентированы и никак не могут способствовать развитию рыночных отношений. Понимание этого привело к признанию необходимости создания банков исключительно на коммерческой основе.

Начался процесс разгосударствления и приватизации собственности: государственные предприятия, банки поспешно переходили к акционерным обществам, кооперативам и частным лицам. Одним из первых правовых положений, регулирующих процесс формирования коммерческих банков, стала регистрация уставов вновь создаваемых кредитных организаций в Государственном банке. Одновременно с этим Государственный банк начал работу по разработке нормативной базы, регламентирующей денежно-кредитную деятельность коммерческих банков. Тогда, в начале 90-х гг. прошлого века, чтобы зарегистрировать коммерческий банк, достаточно было иметь 5 млн руб. Банковскому менеджменту, подбору и расстановке кадров и другим важным аспектам, касающимся статуса банка, особого внимания не уделялось. Это способствовало быстрому количественному росту коммерческих банков и повышению их роли в экономике, что послужило основой для принятия в 1990 г. Закона РСРСФСРСР от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности в РСРСФСРСР» (позднее — Федеральный закон «О банках и банковской деятельности») и Закона РСФСР от 02.12.1990 № 394-1 «О Центральном банке РСРСФСРСР (Банке России)» (позднее — Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»), которые обеспечили правовую основу для внесения кардинальных изменений в состав банковской системы и принципы ее построения: — независимость банков от органов государственной власти;

— самостоятельность банков при принятии решений, связанных с проведением банковских операций; — соблюдение банковской тайны и т. д.

Кроме того, произошло коренное изменение роли банков в экономическом и социальном развитии общества, регионов. В то же время по мере дальнейшего развития рыночных реформ все сильнее стали давать о себе знать изъяны и нерешенные проблемы, имеющиеся в банковской системе и банковском законодательстве, которые очень скоро превратились в сдерживающие экономический рост факторы. Одной из таких проблем стала недостаточная разработанность форм и методов государственного регулирования банковской системы, которое, как правило, осуществляется или прямым управлением, или же экономическими методами. Первый метод предполагает вмешательство государственных органов в деятельность кредитных организаций, второй — создание государством наиболее благоприятных организационно-правовых форм для функционирования банковского сектора экономики. При этом соответствующие органы государственной власти (Центральный банк, Министерство финансов, налоговые и другие службы) используют различные нормативы, инструкции, положения для регулирования деятельности коммерческих банков. Такая система включает установление общих правил и контроль за их исполнением с учетом особенностей региональных банковских систем. Государственное регулирование банковской деятельности проводится в трех направлениях:

- вступление во владение банком и выход из него;

- осуществление надзора и контроля за деятельностью кредитных организаций;

- защита интересов банковских клиентов.

На этапе вступления во владение банком в основном регулируется порядок создания, государственной регистрации и реорганизации кредитных организаций, предусмотренный Федеральным законом от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности». Этим законом регламентируются и некоторые запретительные меры, например, учредителям банков запрещается выходить из состава участников в течение трех лет со дня регистрации банка; использование недозволенных источников формирования уставного капитала за счет привлеченных средств или государственного бюджета; приобретение юридическими лицами акций кредитных организаций в целях передачи их предприятиям с неудовлетворительным финансовым положением и др.

Кроме того, при осуществлении целого ряда банковских операций (открытие, ведение и закрытие счетов, оформление расчетно-платежных документов и т. д.) коммерческие банки следуют правилам и стандартам, установленным Центральным банком РФ.

Государством строго регламентируются правила ведения бухгалтерского учета, составления и представления финансовой и статистической отчетности с учетом международных стандартов. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» предусматривает создание кредитными организациями фондов и резервов на случай возможных потерь по ссудам, определение минимального размера капитала, рефинансирование региональных банков и некоторые другие инструменты механизма государственного регулирования банковской деятельности.

Анализ всех этих инструментов позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время государственное управление региональной банковской системой осуществляется в основном на федеральном уровне, региональные органы власти могут воздействовать на деятельность банковского сектора только посредством налогообложения и путем участия в уставном капитале региональных банков.

Необходимо отметить, что регулирование банковской деятельности посредством налогообложения осуществляется на региональном уровне не в полном объеме, а лишь в той части, которая поступает в бюджет территории. Такое распределение полномочий не позволяет своевременно и качественно регулировать деятельность региональной банковской системы, так как проблемы развития банковского сектора на региональном уровне вообще и в конкретном регионе в частности не могут интерпретироваться также как на макроуровне (рисунок).

На рисунке отражен существующий набор инструментов государственного регулирования деятельности региональных банков.

Одни из них используются на этапе создания и регистрации коммерческих банков, тем самым играют важную роль в осуществлении первичного контроля за наличием и движением численности коммерческих банков. С помощью других государство контролирует операционную и денежно-кредитную деятельность коммерческих банков.

Особое место в механизме государственного регулирования банковской деятельности уделяется совершенствованию методов надзора и инспектирования.

При этом используются такие важные инструменты денежно-кредитной политики, как:

- учетные ставки по операциям Банка России;

- нормативы обязательных резервов;

- операции на фондовом рынке;

- валютные операции и валютное регулирование;

- рефинансирование коммерческих банков и др.

Наряду с инструментами денежно-кредитной политики в механизме государственного регулирования банковской деятельности используются методы, гарантирующие стабильность и финансовую устойчивость кредитных организаций. К ним можно отнести меры, предусмотренные Федеральным законом от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ», а также изменения, предусмотренные гл. 25 Налогового кодекса РФ, касающиеся налогообложения прибыли и других видов деятельности банков.

Анализ организационно-правовых форм и инструментов государственного регулирования банковской деятельности позволяет сделать вывод о том, что на современном этапе управление региональной банковской системой осуществляется в основном на федеральном уровне. Воздействие региональных органов власти ограничено сферой налогообложения и то в части, поступающей в бюджет территорий. Региональные власти могут участвовать в регулировании деятельности банковского сектора также путем участия в уставном капитале местных банков.

Такое распределение полномочий несколько сдерживает процесс оперативного и качественного регулирования деятельности региональных банков, особенно по таким важным каналам, как:

— формирование ресурсной базы региональных банков;

— предотвращение утечки капитала в другие регионы;

— развитие кредитно-инвестиционной деятельности;

— усиление уровня капитализации в банковском секторе экономики и др.

Регулирование банковской деятельности посредством налогообложения, государственной регистрации и лицензирования хотя и очень важно, но не позволяет выявить наиболее существенные направления их деятельности, не гарантирует устойчивости функционирования банковской системы.

Для достижения этой цели на практике используются обязательные экономические нормативы, объем и структура собственных и привлеченных средств, соотношение активов и пассивов и другие показатели. Особое значение среди них имеет норматив минимального размера уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций и минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих банков. С помощью первого показателя Центральный банк РФ пытается ограничить величину и размах банкротства банков. Действуя как резервный запас против убытков, достаточный уровень минимального размера уставного или собственного капитала открывает доступ кредитных организаций к финансовым рынкам как к реальным источникам удовлетворения своих потребностей в ликвидных средствах.


rol-biologicheskogo-azota-v-azotnom-balanse-pochv.html
rol-byudzheta-gosudarstva-v-rossijskoj-federacii-2.html
rol-chteniya-i-biblioteki-v-grazhdanskom-masterskaya-chteniya-novie-idei-i-uspeshnie-tehnologii.html
rol-deneg-v-obshej-ekonomicheskoj-kartine-isklyuchitelno.html
rol-dialogicheskoj-lekcii-v-formirovanii-professionalnih-kompetencij-uchitelya-istorii.html
rol-dvizhenij-v-profilaktike-zabolevanij-ukreplenii-zdorovya-cheloveka.html
  • crib.bystrickaya.ru/k-k-andreev-voprosi-k-kollokviumu.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-yugre-budut-uvelicheni-viplati-postradavshim-na-proizvodstve.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-teoriya-gosudarstva-i-prava-dlya-specialnosti-030501-yurisprudenciya-kafedra-prava.html
  • school.bystrickaya.ru/karl-gustav-yung-karl-gustav-yung.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-4-obrazci-form-i-dokumentov-dlya-zapolneniya-uchastnikami-razmesheniya-zakaza-dokumentaciya-ob-aukcione-otkritij-aukcion.html
  • spur.bystrickaya.ru/kodeks-buhgalterov-i-auditorov-uchebno-metodicheskij-kompleks-rabochaya-programma-dlya-studentov-ochnoj-formi-obucheniya-napravleniya-080100-62-ekonomika.html
  • essay.bystrickaya.ru/d-hvatkovo-nauchno-issledovatelskaya-rabota-po-podgotovke-dokumenta-territorialnogo-planirovaniya-shema-territorialnogo.html
  • spur.bystrickaya.ru/kratkij-slovar-parallelizmov-stranica-5.html
  • college.bystrickaya.ru/1-religiya-ee-rol-v-zhizni-sovremennogo-obshestva-stranica-4.html
  • institute.bystrickaya.ru/generalnij-plan-p-berezovka-krasnoyarskogo-kraya-tom-stranica-56.html
  • testyi.bystrickaya.ru/4soderzhanie-kursa-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-matematika-nazvanie.html
  • reading.bystrickaya.ru/mandelshtam-n-ya-vospominaniya-m-soglasie-1999-ss-i-xx-7-231-stranica-36.html
  • credit.bystrickaya.ru/pechatnaya-elektronika-na-baze-roll-to-roll-tehnologii-tehnologicheskoj-platformi.html
  • essay.bystrickaya.ru/cena-kontrakta-i-poryadok-raschetov-proekt-razrabotan-ano-soyuzekspertiza.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-prakticheskoj-zadachi-zadanie-4-programma-metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie.html
  • control.bystrickaya.ru/budushee-rossii-chast-4.html
  • composition.bystrickaya.ru/plani-seminarskih-zanyatij-po-kursu-makroekonomik-a-chast-p.html
  • urok.bystrickaya.ru/preemstvennost-nachalnoj-i-osnovnoj-shkoli-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-mou-komarovskoj-sosh.html
  • crib.bystrickaya.ru/izvestiya-moskva-n021-922009-arabov-pavel-gaz-dlya-evropi-podesheveet-v-poltora-raza.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-9svoenravie-u-cigan-moj-koronovannij-poklonnik-debyut-v-kabare-maskaradi-burnoe-obyasnenie-s-otcom.html
  • literature.bystrickaya.ru/chto-takoe-yumor-i-pochemu-on-razvilsya-kak-populyarnij-zhanr-v-russkoj-literature-nachala-hh-veka-stranica-13.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-6-prestupleniya-protiv-konstitucionnih-prav-i-svobod-cheloveka-i-grazhdanina.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bibliograficheskij-ukazatel-kemerovo-2005.html
  • predmet.bystrickaya.ru/s-nailuchshimi-pozhelaniyami-yavno-vizivayushee-nazvanie-knigi-konechno-mozhet-zadet-vas-no-novogo-v-etom-pravo-zhe.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-3-grammatika-i-leksika-miheeva-i-v-anglijskij-yazik-xi-klass-uchebnik-dlya-shkol-s-uglublennim-izucheniem.html
  • literatura.bystrickaya.ru/s-1-glava.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/9-1031-129--9-literaturi.html
  • assessments.bystrickaya.ru/deutsche-welle-04042011-narushenij-na-viborah-ne-zamecheno-vpechatleniya-nemeckogo-nablyudatelya-v-kazahstane.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vistuplenie-zaveduyushego-otdelom-pravovogo-i-kadrovogo-obespecheniya-ksp-sk-o-o-gorha.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/yahta-na-meli-izdanie-2-e-pererabotannoe-i-dopolnennoe.html
  • tests.bystrickaya.ru/laboratornij-praktikum.html
  • student.bystrickaya.ru/1-lekciya-predposilki-i-osnovnie-napravleniya-razvitiya-menedzhmenta-v-sfere-informacionnoj-bezopasnosti-2.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bezborodov-ma-magistrant-konferencii-nauchnaya-konferenciya-professorsko-prepodavatelskogo-sostava-aspirantov-i-soiskatelej.html
  • thesis.bystrickaya.ru/poza-i-zhesti-privivka-ot-stressa-kak-stat-hozyainom-svoej-zhizni.html
  • learn.bystrickaya.ru/filosofskie-idei-lyudviga-stranica-19.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.