.RU

Создание романа “Преступление и наказание пришлось на переломный для России рубеж пятидесятых-шестидесятых годов прошлого века. Это было время Второй империи в


Создание романа “Преступление и наказание” пришлось на переломный для России рубеж пятидесятых-шестидесятых годов прошлого века. Это было время Второй империи во Франции, время Наполеона III, время Бисмарка, начавшего объединение Германии “железом и кровью”, время краха старых феодальных порядков в России и роста новых, буржуазных. На смену дворянским революционерам пришли революционеры-разночинцы, которых попытался изобразить И. С. Тургенев в образе Евгения Базарова в романе “Отцы и дети”. В романе Н. Г. Чернышевского “Что делать?” представлена теория “разумного эгоизма”, которая во многом перекликается с теорией Раскольникова и проповедует принцип: “цель оправдывает средства”, разделявшийся многими разночинцами. Подоб-вые теории существовали не только в России. Нам известно, что одной из причин, подвигнувших Достоевского написать роман, был процесс француза Ласенера, который был судим за убийство и пытался оправдаться тем, что его преступление было “бунтом против общества”. Самому автору глубоко претили эти теории, и в романе он попытался показать их порочность.
Раскольников предстает перед нами как человек, одержимый идеей. Его идея не так уж нова. Согласно теории Раскольникова, люди делятся на “тварей дрожащих” и на особых людей, которые “право имеют” на совершение преступления ради великих задач. Себя Раскольников пытается отнести к последней категории. Убийство старухи-процентщицы должно было доказать или опровергнуть его теорию. Раскольников совершает преступление, пытаясь доказать себе, что он готов переступить через условности и “осмеливается взять власть, что под ногами валяется”. И это несмотря на то, что еще перед убийством он понимает, что “если даже задумался, вошь ли человек, или не вошь, значит, не вошь он для меня, и не гожусь я в Наполеоны”.
Изображая мучения отделившегося от общества Раскольникова, Достоевский пытается доказать, что никакими аргументами, никакой логикой человек не может оправдать убийство перед своей совестью. Этого теория Раскольникова не учитывает. Как говорил Разумихин: “Живая душа не приемлет никакой механики, живая душа подозрительна, живая душа ретроградна, живая душа жизни требует, теория предусмотрит три случая, а их миллион”. Полностью осознать свое преступление не только перед людьми и законом, но и перед Богом Раскольникову помогает Соня, выражающая религиозные воззрения и убеждения автора.
Большую роль в критике индивидуалистического бунта играют “двойники” Раскольникова, а особенно Свидригайлов и Лужин. Свидригайлов является самым ярким его “двойником”, потому что у него тоже есть своеобразная теория, согласно которой он считает себя вправе преступить законы и жить только для себя. Он живет так всю жизнь, прожигая ее в развлечениях. Но, как и Раскольников (после убийства), он постоянно ощущает одиночество и бесцельность своей жизни, особенно после смерти Марфы Петровны. В разговорах с Раскольниковым он постоянно придумывает себе занятие на будущее: путешествие по Европе, полет на воздушном шаре, женитьба... У него нет цели в жизни, он далек от окружающих. Познакомившись с Раскольниковым, Свидригайлов пытается найти в нем единомышленника, пытается найти в нем понимание, ведь их жизненные теории так похожи. Но Раскольников отвергает все предложения Свидригайлова о дружбе, в нем Свидригайлов находит только презрение. Возможно, на примере Свидригайлова Раскольников увидел свое возможное будущее или еще одну трещину в своей теории. Если бы он сумел убедить свою совесть, что совершенное преступление будет искуплено огромным количеством добрых дел, то он начал бы совершать другие, искренне считая, что все будет оправдано. А потом пропала бы необходимость в оправданиях, и он начал бы жить в свое удовольствие, переступая через все преграды, подобно Свидригайлову. О подобной возможности говорят его слова: “Не знаю, стал бы я благодетелем человечества, может быть, жил бы, как паук, высасывая живые соки из людей”. Эта мысль была главным аргументом Достоевского против теории “разумного эгоизма” . Он считал, что самый маленький грех в настоящем не может быть объяснен никакими добрыми делами в будущем.
Еще одну нелюбимую Достоевским черту индивидуализма выразил Лужин. Лужин - дитя нового буржуазного строя. Он поднялся из низов и сумел сколотить довольно значительный капитал своим трудом. В его уста Достоевский вложил пространную речь о “кафтане, который с бедными делить нельзя, так как чем больше людей будут только о своем кафтане заботиться, тем богаче и благополучнее станет общество”. Как и Раскольников, Лужин стремится властвовать. Он пытается найти себе жену из бедных, чтобы “жена чувствовала себя мужу обязанной”, а красоту жены собирался использовать для продвижения по службе. Лужин куда более эгоистичен и безразличен к интересам других людей, чем Раскольников и Свидригайлов.
Но “двойниками” Раскольникова являются не только ярые индиву-дуалисты Лужин и Свидригайлов. Другой полюс составляют Дуня и Соня. Индивидуализм, желание самоутвердиться было одной причиной преступления, но другой причиной было желание вызволить из бедности родных, пожертвовать собой ради других. Эта черта Раскольникова несколько раз проявилась и в других ситуациях, когда он отдавал последние деньги Катерине Ивановне при первой встрече, ей же на похороны Мармеладова, а также обманутой девочке на бульваре. Эта способность к самопожертвованию и роднит его с Дуней и Соней, которые жертвовали собой ради своих родных и близких, не ожидая ничего взамен.
Достоевский противопоставляет индивидуалистическим идеалам Свидригайлова и Лужина христианскую жертвенность Сони и Дуни, которые и помогли Раскольникову осознать всю чудовищность его теории и открыть ему путь к возрождению.
Образ индивидуалиста, ставящего свои цели превыше всего и восстающего против общества, не нов в литературе. А. С. Пушкин писал:
Мы все глядим в Наполеоны,
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно.
В большинстве произведений судьба подобных людей трагична. Заслуга Достоевского в том, что он показал, как человек-бунтарь может изменить себя и вернуться к людям, преодолев свое одиночество.

sbor-i-obrabotka-lesnih-semyan-pravila-vvodyatsya-v-dejstvie-s-01-07-97g.html
sbor-informacii-kursovaya-rabota-5.html
sbor-pervichnoj-informacii-pri-provedenii-issledovaniya.html
sbor-statisticheskoj-informacii-chast-12.html
sbor-statisticheskoj-informacii-chast-17.html
sbor-statisticheskoj-informacii-chast-21.html
  • report.bystrickaya.ru/i-statui-v-sireni-skrilis-a-art-terapiya-joga-vnutrennego-hudozhnika-rostov-na-donu-feniks-sankt-peterburg-severo-zapad-2006.html
  • school.bystrickaya.ru/gudok-17032011-personalnij-polzovatel-monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-18-marta-2011-goda.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-12-analiz-dinamiki-sistem-modeli-socialnih-processov.html
  • crib.bystrickaya.ru/istoriya-zemli-i-zhizni-na-nej.html
  • thescience.bystrickaya.ru/gulyat-tak-gulyat-vechernyaya-moskva-guller-yurij-26112005-220-str-2.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dokumentaciya-ob-aukcione-g-sankt-peterburg-2007-g-stranica-53.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-kursovoj-raboti-osnovi-i-osobennosti-cenoobrazovaniya-na-mirovom-rinke-2-cenoobrazovanie-na-razlichnih-tipah-mirovih-tovarnih-rinkov-5-stranica-7.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchetnosti-dlya-obshestvennogo-sektora-stranica-2.html
  • testyi.bystrickaya.ru/6-antichnaya-filosofiya-kosmocentrizm-predislovie2-viderzhki-iz-uchebnogo-plana-kursa6.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-delovie-kommunikacii-dlya-napravleniya-080504-65-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie-podgotovka-specialista.html
  • reading.bystrickaya.ru/kontrolnie-voprosi-srednetehnicheskij-fakultet.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-realizacii-gosudarstvennoj-politiki-v-oblasti-ohrani-truda-v-rossijskoj-federacii-v-2008-godu-stranica-6.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-napisaniyu-zayavki-na-kursovuyudiplomnuyu-rabotu-dlya-studentov-4-i-5-kursov.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vtoroj-period-materiali-dlya-podgotovki-k-gosudarstvennomu-teoreticheskomu-mezhdisciplinarnomu-ekzamenu-po-kursam.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/neizvestnaya-istoriya-chelovechestva-stranica-23.html
  • education.bystrickaya.ru/34-35-v-a-gilyarovskij-uchenieo-gallyucinaciyah.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-integrirovannoe-posobie-metodicheskie-rekomendacii-po-prepodavaniyu-kursa-19-metodicheskie.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/generatori-vidoha-ventilyaciya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programmi-po-mirovoj-hudozhestvennoj-kulture-programmi-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-predmet.html
  • desk.bystrickaya.ru/pod-agevziej-ponimaetsya-polnaya-poterya-vseh-vkusovih-oshushenij-neobhodimo-otlichat-dannoe-zabolevanie-ot-gipogevzii-snizheniya-vkusovih-oshushenij-i-paragevzii-l-stranica-8.html
  • klass.bystrickaya.ru/4-principi-i-metodi-postroeniya-i-sovershenstvovaniya-sistemi-upravleniya-personalom.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/protiv-metoda-stranica-8.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-56-kondensatornie-ustanovki-elektrosilovie-ustanovki-glava-1-elektromashinnie-pomesheniya-oblast-primeneniya-opredeleniya.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/yalom-i-ya-51-lzhec-na-kushetke-per-s-angl-m-budininoj-stranica-24.html
  • letter.bystrickaya.ru/obshie-polozheniya-instrukciya-p-o-organizacii-v-minenergo-rossii-raboti-po-raschetu-i-obosnovaniyu-normativov-udelnogo.html
  • control.bystrickaya.ru/cefazolin-cefazolin-mezhdunarodnoe-nepatentovannoe-nazvanie-ramn-v-i-kulakov-professor-d-m-n-zasluzhennij.html
  • literatura.bystrickaya.ru/samostoyatelnaya-rabota-uchashihsya-starshih-klassov-s-istochnikami-informacii.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/4-slovo-o-zakone-i-blagodati-ilariona-drevnerusskaya-literatura-literatura-xviii-veka-istoriya-russkoj-literaturi-v-4-h-tomah.html
  • learn.bystrickaya.ru/finansi-gosudarstvennie-finansi-bankovskoe-delo-dengi-byulleten-novih-postuplenij-za-aprel-2011.html
  • control.bystrickaya.ru/dogovornaya-teoriya-vozniknoveniya-gosudarstva-i-prava-chast-2.html
  • abstract.bystrickaya.ru/24-istoriya-sotrudnichestva-kitaya-s-kazahstanom-obshie-polozhenie-kitajskoj-vneshnej-politiki-3.html
  • lecture.bystrickaya.ru/akmeologicheskie-tehnologii-podgotovki-i-perepodgotovki-kadrov-mezhdunarodnaya-nauchno-metodicheskaya-konferenciya.html
  • college.bystrickaya.ru/24-informaciya-o-zasedaniyah-rabochej-gruppi-po-monitoringu-realizacii-nacionalnih-proektov-na-territorii-tulskoj-oblasti.html
  • shkola.bystrickaya.ru/odinnadcatij-tom-posvyashaets-ya-sv-grigori-yu-palam-a-charuyut-ne-cherti-a-iskrennost-stremlenij-avtoportret-soderzhani-e-zhdushaya-novella-uokna-rasskaz-stranica-15.html
  • crib.bystrickaya.ru/kniga-alistera-magrata-bogoslovskaya-misl-reformacii-stranica-22.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.