.RU

Спасти Союз - Ю. Д. Коробков доктор педагогических наук, профессор


^ Спасти Союз
Сегодня в центре всех дискуссий, от митинговых до парламентских, проблема нового Союзного договора, призванного решить судьбу нашего Отечества, которое до сих пор именовалось Советским Союзом. Как ни странно, но в нынешних жарких спорах пока что не просматривается достаточно ясного и убедительного ответа на простой вопрос: «Зачем нужен новый Союзный договор?» Каждый звонит, что называется, со своей колокольни. С трибун республиканских парламентов звучит однозначно-категоричный ответ: суть и смысл договора в том, чтобы обеспечить государственный суверенитет, целостность и нерушимость границ союзных республик. Национально-автономные образования провозглашают принцип равноправия с союзными республиками. Этнические группы требуют сохранить свою национальную самобытность. Одни выступают за обновленную социалистическую федерацию с сильным центром при максимальной самостоятельности республик. Другим нужен статус полной независимости от Союза с коренной модернизацией общественного строя. Третьи отстаивают право на национальную исключительность, «стерильность» в рамках новой федерации или конфедерации.

Чтобы более или менее аргументировано ответить на поставленный выше вопрос, необходимо, на мой взгляд, вникнуть в суть тех объективных противоречий (пользуясь языком обществоведов), которые определяют характер нынешних межнациональных и внутригосударственных отношений в СССР.

Во-первых, мы сегодня имеем дело с резко обострившимся противоречием между естественным стремлением каждого народа к сохранению своей национальной самобытности, самоутверждению и не менее естественной общественной потребностью социально-экономической и политической интеграции народов и республик, интернационализации их духовной жизни. Поэтому новый Союзный договор призван, с одной стороны, законодательно обеспечить благоприятные материальные и культурные условия для развития каждого конкретного народа, вплоть до самой малочисленной этнической группы, а не только союзных республик, которые, кстати, далеко неоднородны по своему национальному составу. Нынешняя самостоятельность и суверенность отдельных республик уже оборачивается дискриминацией, унижением человеческого и гражданского достоинства национальных меньшинств. Новый Союзный договор должен прежде всего стоять на страже прав человека независимо от его национальной принадлежности, оберегать честь и достоинство каждой национально-этнической общности.

Если же суть и смысл нового Договора мы сводим только к суверенитету союзных республик, то в недалеком будущем можем наплодить новоявленных диктаторов и махровых шовинистов.

С другой стороны, обновленная советская федерация должка быть нацелена на то, чтобы стимулировать развитие, углубление, координацию экономических и культурных связей между республиками и народами. Между тем, мы превратили сегодня проблему межнациональных отношений в улицу с односторонним движением, заполнив ее разговорами только о самоопределении, национальной свободе, суверенитете. Из нашего лексикона начисто исчезло понятие интернационализм, отражающее другую сторону межнациональных отношений – объективную необходимость интеграции народов и национально-государственных образований в рамках союзных хозяйственных, политических и культурных связей, которые исторически естественно складывались столетиями. Эта система связей требует своих координирующих органов с реальными властными полномочиями.

Во-вторых, мы обязаны учитывать объективное противоречие между назревшей необходимостью резкого расширения свободы всех субъектов хозяйствования (от первичных производственных звеньев до республик) и насущной потребностью тесного взаимодействия всех элементов народнохозяйственного комплекса страны. В этой связи Союзный договор должен на деле децентрализовать систему управления, дать максимальную самостоятельность республикам, автономным образованиям, отдельным регионам. Но при этом надо постоянно помнить о том, что любое доброе дело, доведенное до абсурда, превращается в свою противоположность. Нельзя, в частности, допустить того, чтобы суверенность и самостоятельность переродились в узконациональный и региональный эгоизм, чтобы на место диктата общесоюзных ведомств пришел не менее жесткий, регламентирующий централизм республиканских структур.

Совершенно очевидно, что нельзя дальше сохранять советскую федерацию в ее старом виде, когда Союзный центр расписывал и разверстывал все и вся для каждой республики и региона. Но в любом случае основополагающим принципом нового Союзного договора должен стать принцип приоритета общесоюзных законов в тех важнейших сферах жизнедеятельности нашего общества, которые диктуют необходимость единства и целостности СССР как суверенного государственного образования. Другое дело, что необходимо строго разграничить сферы компетенции, прерогативы власти союзных и республиканских органов. Но превращать Союзный центр в диспетчерский пункт, пожарную команду без реальных властных полномочий, подконтрольную республиканским органам,  значит, ликвидировать СССР. А ведь именно такой подход к будущему Советского Союза заложен в проекте Конституции Российской федерации, подготовленном Конституционной комиссией парламента РСФСР.

Нынешние руководители России не против интеграции, предлагая модель горизонтальных договорных отношений между республиками, провозглашая приоритет республиканских законов и вторичность союзных. Но если следовать такой логике, то Советский Союз надо распускать и создавать что-то типа Европейского экономического сообщества. В этой связи сразу возникает ряд жизненно важных вопросов практического характера. Кто будет гарантом выполнения многотысячных договорных обязательств республик по отношению друг к другу, если учесть что в каждой республике как суверенном государстве будут действовать свои законы? Как быть в таких сложных ситуациях, когда ту или иную республику постигнет стихийное бедствие, или она станет жертвой агрессии? Кто и в каких размерах ей должен помогать и какими законами при этом руководствоваться? Надежда на благотворительность и братскую помощь доброго соседа в условиях межгосударственных отношений – это наивная иллюзия и красивая сказка для малышей.

Кстати сказать, Советский Союз как великая держава может уйти с исторической сцены в небытие в ближайшем будущем, причем без особых усилий его недругов. Достаточно поставить в заведомо жесткие рамки союзный бюджет, когда он окажется неспособным финансировать общенациональные программы, и СССР сразу превратится в мифическую величину. Активные борцы за экономию в пользу республик либо не осознают всей пагубности последствий развала СССР, либо считают, что общесоюзные программы, которые затрагивают интересы каждого советского человека, реализуются за счет ассигнований инопланетян.

В нынешней обстановке самым большим злом для всех народов нашей страны стали национализм и сепаратизм, которые буквально парализовали СССР, его внутренние хозяйственные связи, живые нервы нашего экономического и государственного организма. Причем это зло прикрывается благородным знаменем борьбы за национальную суверенность, свободу и самостоятельность. С легкой подачи руководителей отдельных республик Советскому Союзу грозит реальная опасность превратиться в лоскутное покрывало, сотканное из обособленных удельных княжеств. Дело идет к тому, что от России в недалеком будущем могут остаться только московские, тверские, да рязанские земли. (Автономные республики и крупные регионы РСФСР прекрасно осознают, что они имеют не меньше прав на государственную суверенность и полную хозяйственную самостоятельность, чем отдельные многонациональные союзные республики.) Недалек тот час, когда хутора и деревни начнут заявлять о своем выходе из состава СССР. Мне представляется, что нынешняя «суверенитетная» эйфория может породить (и уже порождает) такую волну местнонационального и регионального эгоизма, которая способна разнести в клочья экономическую и политическую целостность не только СССР, но и республик, включая Россию.

Нынешним российским руководителям явно не нравится, когда автономные образования нарушают соответствующую субординацию по отношению к республиканскому центру. И вместе с тем они демонстративно пытаются игнорировать союзный центр, постоянно подчеркивая факт государственной независимости России. Дело доходит до явных нелепостей, когда с трибуны российского парламента звучат предложения лишить союзные службы московской аккредитации. Дескать, Москва – это российская столица. Хотелось бы напомнить в этой связи, что Москва – это пока что столица великой державы, именуемой Советским Союзом. К тому же, РСФСР и исторически сложившаяся Россия – это понятия далеко не идентичные, ни территориально, ни этнически. Известно, что 60 млн. русских живут за пределами РСФСР. В их восприятии Родина – это Советский Союз. Известно также и то, что за территориальными рамками нынешней России оказались исконно русские земли в границах других республик. Так что по большому счету государственную судьбу России должно решать все русскоязычное население советской страны.

Хотелось бы снова обратиться к опубликованному недавно проекту Конституции Российской Федерации, подготовленному Конституционной комиссией РСФСР. Он «уникален» даже не столько тем, что его разработчики ставят крест на социалистическом выборе России, сколько откровенным безразличием к судьбам десятков миллионов русских и русскоязычных, которые оказались за пределами России: на Украине, в Казахстане, Прибалтике, Белоруссии, Молдове и т. д. В проекте, в частности, отмечается, что «Российская Федерация может (!) добровольно объединяться с другими государствами в Союз (Содружество) на основе договора». Но она может и не объединяться, если, к примеру, российским парламентариям не понравится новый Союзный договор. В упомянутом проекте нет и намека на то, что Россия – это органическая часть, ядро реально существующего Советского Союза. Возникает вопрос к авторам проекта Конституции РФ: «Что остается делать многомиллионной армии россиян, которые проживают в «других государствах» (союзных республиках)?» Создавать свои российские национальные образования в рамках чуждонациональных государственных единиц? Или десяткам миллионов переселяться в Россию? В современной обстановке дело может дойти и до такого абсурда, если учесть, что русскоязычное население в союзных и даже в отдельных автономных республиках чувствует себя неуютно, мягко выражаясь. И второй вопрос: «Как собирается российский парламент защищать интересы миллионов русских, оказавшихся “за рубежом”?» Это далеко не праздные вопросы в условиях современных межнациональных отношений.

Мне кажется, что сегодня весьма опасной иллюзией является представление о том, что государственный суверенитет республик автоматически, в сроки, измеряемые в сотни дней, стабилизирует социально-экономическую ситуацию в стране и наполнит пустые полки широким ассортиментом товаров. Более того, нынешний «парад суверенитетов» оказался палкой о двух концах и породил довольно сложную ситуацию: вся полнота ответственности за судьбу страны в целом, да и каждого конкретного региона, лежит по-прежнему на союзных органах. Со всеми нашими бедами мы апеллируем в большой центр. В малейших неурядицах, даже локального характера, обвиняем высшие органы власти страны. И в то же время система исполнения законов и решений этих органов в нынешних условиях на каждом шагу наталкивается на «государственный суверенитет», а попросту говоря, на неуправляемость, договорную безответственность республик и регионов. Мне представляется, что до тех пор, пока мы не распустили Советский Союз и Основным законом нашей жизни остается Конституция СССР, в стране должны беспрепятственно действовать в рамках своих властных конституционных полномочий высшие органы власти союзного уровня, реализуя общенациональные интересы и координируя межреспубликанские связи. Разумеется, все вышесказанное не снимает вины с высших органов власти Союза за нынешний кризис.

Глубокую озабоченность вызывает сегодня то обстоятельство, что интересы миллионов людей труда иногда приносятся в жертву личным амбициям и притязаниям политиков, развернувших междоусобную войну за высокие кресла в Союзе и республиках. Лидеры отдельных союзных республик, как известно, открыто заявили о выходе из состава СССР, не спрашивая на то согласия своих народов, не задумываясь о последствиях подобного рода шагов для судеб миллионов простых тружеников. Призывы ликвидировать «советскую империю» и развести народы по национальным квартирам под флагом борьбы за свободу и национальную суверенность есть чистейшей воды провокация, которая на руку только недругам народов СССР. Подобного рода шаги к мнимой самостоятельности обернутся самой жесткой зависимостью малочисленных народов от сопредельных больших держав, от сильных мира сего. А в обстановке военной конфронтации (все может быть) малочисленные народы могут стать жертвой настоящих оккупантов.

Явным искажением исторической правды являются суждения, когда Советский Союз ставят на одну доску, рядом с Римской и Британской империями. СССР – уникальное многонациональное государственное образование, которое складывалось веками, сцементировано и спаяно многовековыми историческими традициями, теснейшими экономико-культурными связями, территориальной общностью и даже общностью родственных связей представителей разных национальностей. Более того, кто может отрицать тот очевидный факт, что десятки миллионов представителей так называемых национальных меньшинств, которые старая Россия обрекала на вырождение, на невиданное унижение национального достоинства и чудовищный гнет, сегодня на равных усваивают плоды современной культуры. И это при всех деформациях в области прошлой национальной политики. Об имперской политике можно говорить лишь в том случае, если большая нация реально господствует, расцветает на дрожжах эксплуатации, ограбления и подавления малых народов. Русский же народ десятилетиями шел на национальные жертвы ради подтягивания окраин, спасая народы от фашистского порабощения и физического уничтожения.

И в заключение. Новый Союзный договор – исходная предпосылка оздоровления межнациональных отношений. Но он, на мой взгляд, останется красивой декларацией и благим пожеланием, если мы общими усилиями не смоем с межнациональных отношений грязную пену экстремизма в националистической упаковке. Националистические и шовинистические силы действуют сегодня открыто, безнаказанно с точки зрения адекватности меры наказания характеру преступлений. Они деморализуют всю страну, парализуют хозяйственные связи посредством крупномасштабных блокад, саботажа, забастовок, погромов, усугубляют проблему беженцев. Их действия наносят экономический ущерб,

исчисляемый миллиардами рублей. Дело дошло до массовых вооруженных формирований в союзных республиках, самочинного демонтажа государственной границы СССР. Русскоязычное население и армия становятся главным объектом дискриминации и травли в отдельных союзных республиках. Настала пора образумить экстремизм и преступность независимо от того, в какую национальную одежду они рядятся. В этой связи необходимо использовать всю полноту силы закона по отношению к тем деятелям и организациям, которые проповедуют и провоцируют рознь и вражду между народами. Нынешняя политика умиротворения, уговоров по отношению к тем, кто олицетворяет насилие, создает питательную среду, на которой паразитируют и плодятся все деструктивные, антидемократические силы, экстремисты и насильники.

^ Советская Россия, 1990

sekciya-ii-gumanitarnie-aspekti-tezisi-vistuplenij.html
sekciya-informacionnie-tehnologii-i-bezopasnost-programma-2223-aprelya-2009-g.html
sekciya-informacionno-izmeritelnaya-tehnika-i-tehnologiya-priglasitelnij-bilet-i-programma-chast-1-obshestvennie.html
sekciya-informatika-i-informacionnie-tehnologii-fio-soavtora-raboti.html
sekciya-informatiki-programma-62-j-nauchnoj-konferencii-studentov-aspirantov-i-molodih-uchenih-19-23-aprelya.html
sekciya-innovacionnie-tehnologii-v-mashinostroenii-konferenciya-innovacionnoe-sotrudnichestvo-vihod-na-novie-rinki-16-aprelya-2012-goda-g-moskva-14-00-16-00-otel-nacional.html
  • writing.bystrickaya.ru/glava-4-formirovanie-i-ocenka-sistemi-literatura.html
  • books.bystrickaya.ru/byulleten-viu-1-36-1998-2011-g-g-stranica-2.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-chislovaya-posledovatelnost-dejstviya-nad-chislovimi-posledovatelnostyami-predel-chislovoj-posledovatelnosti-primeri-osnovnie-teoremi-o-predelah-chislovih-po.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/levi-k-g-mac-v-d-kusner-yu-s-kirillov-p-g-alakshin-a-m-tolstov-s-v-osipov-e-yu-efimova-i-m-bak-s-postglyacialnaya-tektonika-v-bajkalskom-rifte-stranica-3.html
  • bukva.bystrickaya.ru/potreblenie-i-sberezhenie.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/spravochno-informacionnie-materiali-stranica-2.html
  • composition.bystrickaya.ru/orta-blm-beru-jimdarindai-sinip-zhetekshlg-turali-erezhe-zhalpi-erezheler-orta-blm-beru-jimdarindai-sinip-zhetekshlg-turali-osi-erezhe-bdan-r-erezhe-blm-turali.html
  • grade.bystrickaya.ru/naimenovanie-disciplini-kolichestvennie-metodi-sociologicheskogo-issledovaniya.html
  • composition.bystrickaya.ru/podrazdel-sovremennie-problemi-proizvodstvennogo-i-operacionnogo-menedzhmenta.html
  • university.bystrickaya.ru/geometricheskaya-optika-i-kvantovie-svojstva-sveta.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodika-raschetnoj-ocenki-upravlyaemosti-i-ustojchivosti-avtomobilya-na-osnove-rezultatov-poligonnih-ispitanij.html
  • bukva.bystrickaya.ru/prodvinutij-kurs-po-tehnologii-sozdaniya-programmnogo-obespecheniya-sertifikat.html
  • assessments.bystrickaya.ru/deyatelnost-komitetov-i-komissij-gd-litovci-hotyat-prepodat-es-urok-istorii-19.html
  • knigi.bystrickaya.ru/silnie-shumovie-pomehi-nevozmozhno-osushestvit-priem-radiostancij-sonymini-sistema-hi-fi-komponentov-instrukciya-po-ekspluatacii.html
  • esse.bystrickaya.ru/prosto-mi-razuchilis-proshat-stranica-12.html
  • books.bystrickaya.ru/ekonomika-matematika.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-rasschitana-na-studentov-znakomih-s-kursami-po-fizike-himii-biologii-astronomii-v-ramkah-shkolnoj-programmi-kursami-istorii-filosofii-i-istorii-sociologii-v-ramkah-programm-spbf-gu-vshe.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskoe-poyasnenie-k-didakticheskomu-materialu.html
  • essay.bystrickaya.ru/dokumentaciya-neobhodimaya-dlya-raboti-klassnogo-rukovoditelya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/b-slovesnie-igri-vnuchke-katenke-pedagogu-xxi-veka-posvyashayu.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zhmis-badarlamasi-mamanditi-memlekettk-zhalpia-mndett-blm-beru-standartini-mzhbs-03-08-279-2006-zhne-tiptk-badarlama-negznde-zrlengen.html
  • report.bystrickaya.ru/kaliningradskaya-oblast-i-sostoyanie-politicheskoj-sistemi-rossii.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-provedenii-ii-cherepoveckogo-duatlona.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/srednee-polnoe-obshee-obrazovanie-v-1893-g-v-derevne-otkrilas-cerkovno-prihodskaya-shkola-gramotnosti-pri-tojsinskoj.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-k-rabochej-programme-po-kursu-russkij-yazik.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/roditeli-najdennoj-3letnej-viki-poblagodarili-vseh-internet-resurs-delovoj-kvartal-sajt-ekaterinburg-08082011.html
  • doklad.bystrickaya.ru/upravlenie-sbitom-ili-kak-uvelichit-obem-prodazh-obem-1093-a-l.html
  • reading.bystrickaya.ru/mdeniettanu.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kilya-no-literaturaya-programmaos.html
  • student.bystrickaya.ru/2-oplata-truda-rabotnikov-municipalnih-uchrezhdenij-i-organizacij-polozhenie-o-pravotvorcheskoj-iniciative-grazhdan.html
  • literatura.bystrickaya.ru/revolyucionnie-anabaptisti-zakon-i-blagaya-vest-25.html
  • predmet.bystrickaya.ru/situacionnie-zadaniya-po-teme-zhizn-v-okeane.html
  • school.bystrickaya.ru/avar-z-hmchno-nebespechnimi-rechovinami-bezpeka-na-hmchnih-pdprimstvah-chast-2.html
  • college.bystrickaya.ru/232-kreditnaya-istoriya-emitenta-606522-rossiya-nizhegorodskaya-oblast-g-zavolzhe-sovetskaya-1a-informaciya.html
  • testyi.bystrickaya.ru/62-zadachi-i-funkcii-kontrolya-za-ispolneniem-poruchenij-utverzhdeno.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.